По благословению высокопреосвященнейшего Ростислава, митрополита Томского и Асиновского

Храм святой преподобномученицы великой княгини Елисаветы

при НИИ Кардиологии г.Томск

Главная  †   Крещение в храме  †   Огласительные (вероучительные) беседы. Занятие первое

Огласительные (вероучительные) беседы. Занятие первое

Огласительные (вероучительные) беседы. Занятие первое

Занятие первое

 

  1. Общие понятия

 

Святая Православная Церковь верует в Бога, единого в трех лицах – Отца и Сына и Святого Духа, Троицу единосущную и нераздельную. Бог един по существу (т.е. по своей природе, по естеству) и троичен в Лицах. Единство Лиц Святой Троицы проявляется в том, что у всех у Них одни и те же свойства. Можно выделить 9 свойств Божиих:

 

  1. Бог вечный. Он не подчиняется законам времени, более того, является Творцом и самого времени. Он был, есть и будет.
  2. Бог неизменяемый. В нашем земном (материальном) мире всё подвержено изменению, всё постепенно разрушается, стареет и умирает. Бог же всегда остаётся Одним и Тем же.
  3. Бог всемогущий. Он может всё, для Него нет ничего невозможного.
  4. Бог вездесущий. Он одновременно находится во всех точках материального мира.
  5. Бог всеведущий. Он всё знает, всё видит, всё слышит, от Него ничего не может быть скрыто: ни одно событие, совершившееся в прошлом, совершающееся в настоящем и имеющее совершиться в будущем.
  6. Бог всеправедный. Он в высшей степени справедливый и правосудный.
  7. Бог всеблагой. Он есть Сама Любовь, Само Добро.
  8. Бог вседовольный (самодостаточный).В то время как человек не может существовать без пищи, пития, одежды, воздуха, крыши над головой и многого другого, Бог в Самом Себе имеет всё необходимое для Своего существования.
  9. Бог всеблаженный. Он имеет в Самом Себе истинное блаженство, счастье, наслаждение.

 

Все перечисленные свойства равно принадлежат и Богу Отцу, и Богу Сыну, и Богу Духу Святому. Единство сущности и троичность Лиц Божиих можно проиллюстрировать на примере воды. Как известно, вода может находиться в трёх агрегатных состояниях - твёрдом (лёд, снег), жидком (собственно вода) и газообразном (водяной пар); однако сущность (химическая формула) её при переходе из одного состояния в другое не меняется.

Особенности Лиц Пресвятой Троицы следующие: Бог Отец не рождается и не исходит от другого Лица; Бог Сын предвечно (т.е. до начала времени) рождается от Бога Отца; Бог Дух Святой предвечно исходит от Бога Отца. Сам способ рождения Сына и исхождения Духа для нас непостижим точно так же, как и Сам Бог, но указанные особенности можно пояснить на следующем примере.

Представим себе зажженную свечу. От пламени свечи рождается свет и исходит тепло. Бог Отец подобен пламени. Подобно тому, как от пламени рождается свет, Сын рождается от Отца; и как от пламени идёт тепло, Дух Святый исходит от Отца. Мы различаем отдельно пламя, свет и тепло, но осознаем их единство. Так и Святая Троица: в Ней три Лица, а Бог единый и нераздельный. При этом как нельзя сказать, что свет и тепло появляются позже самого пламени, так же и нельзя сказать, что Сын и Дух младше Отца.

Иисус Христос – это Сын Божий (Второе Лицо Святой Троицы), сошедший с небес и ставший человеком. Он воспринял всю полноту человеческого естества (дух, душу и тело) не переставая в то же время оставаться Богом. Таким образом, в Иисусе Христе две сущности (природы) - Божество и человечество - и одно Лицо - Богочеловек. Произошло это следующим образом. Дух Святой (Третье Лицо Святой Троицы) снизшел на Пресвятую Деву Марию и произошло сверхъестественное зачатие Сына Божия. При этом Она осталась Девой. По прошествии же девяти месяцев Она родила Своего Сына совершенно безболезненно.

Цель вочеловечения Иисуса Христа заключается в том, чтобы искупить падшее человечество от греха, проклятия и смерти. Искупление совершилось через добровольное распятие и смерть Сына Божия на Кресте. Но смерть не могла удержать в своей власти Начальника жизни и смерти, и в третий день Он воскрес, силой Своего Божества оживив Своё человеческое тело. В течение следующих сорока дней, Он являлся Своим ученикам-апостолам, утверждая их в учении о Царствии Божием.

На сороковой день Иисус Христос вознёсся на небо, т.е. прославленной человеческой Своей природой взошёл туда, где всегда пребывал Своим Божеством. Ещё через десять дней Спаситель послал апостолам Святого Духа. Дух Святой сошёл на апостолов и дал им силу проповедовать Евангелие (т.е. благую весть о спасении) по всему миру, совершать чудеса и знамения, устраивать Царство Божие на земле – святую Церковь. Церковь – это Тело Христово, Сам же Христос – ее Глава. Подобно тому, как в человеческом организме отдельные члены соединяются в одно тело, так и все православные христиане, соединенные Духом Святым, образуют тело Христово – Церковь.

 

  1. Десять заповедей

 

Десять заповедей были даны Богом на горе Синае, через пророка Моисея, за 1615 лет до Рождества Христова. Написаны они были на двух скрижалях (каменных плитах) в знак того, что в них содержатся два главных закона: любить Бога и любить ближнего, т.е. всякого человека. О любви к Богу говорят нам первые четыре заповеди, а о любви к ближнему – следующие шесть.

 

1-ая заповедь:

Я Господь Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.

Первая заповедь повелевает познавать и почитать одного истинного Бога и, кроме Его, никому не воздавать Божеской чести. Познавать Бога можно из творений Божиих, из книг Священного Писания и из учения святой Церкви. Против этой заповеди грешит тот, кто, вместо единого истинного Бога, покланяется многим богам; кто отрекается от православной веры и уклоняется в ересь или раскол; кто ленится молиться Богу дома и не ходит в Церковь к богослужению; кто надеется на себя и на людей больше, чем на Бога; кто верит ворожбе и различным приметам.

 

2-ая заповедь:

Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им.

Этой заповедью запрещается делать идолов, поклоняться им и служить. Идолом называется изображение ложного вымышленного бога. Вторая заповедь не запрещает нам, однако, почитать святые иконы. Святые иконы – это изображение не вымышленного, а истинного Бога во плоти, Матери Божией и святых угодников Божиих; молясь перед ними, мы должны возноситься умом и сердцем к Богу и святым, которые изображены на иконе. Грехами против второй заповеди являются также гордость, тщеславие, излишняя привязанность к деньгам и вещам, объедение, пьянство.

 

 

3-я заповедь:

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.

Этой заповедью запрещается употреблять имя Божие без нужды. Мы не нарушаем ее, когда произносим имя Божие во славу Божию и во спасение наше (например в молитве, в учении о Боге, в благочестивых разговорах). Против этой заповеди следующие грехи: богохульство или дерзкие слова против Бога; кощунство или неуважительное отношение к священным предметам; неисполнение данных Богу обетов; божба.

 

4-ая заповедь:

Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему.

Четвертая заповедь повелевает шесть дней в неделю трудиться и делать дела, на какие кто призван, а седьмой день посвящать Богу. Богу посвящается седьмой день, потому что Он  в шесть дней сотворил мир, а в седьмой почил от Своих дел; поэтому и назван седьмой день субботой, что значит покой. В Христианской Церкви празднуется через каждые шесть дней седьмой, только не субботний, а воскресный. Такая традиция установилась со времени самого Воскресения Христова. Кроме воскресенья есть еще дни, которые должно посвящать Богу – это Великие праздники. Воскресные и праздничные дни нужно употреблять на дела богоугодные: ходить в церковь для участия в общественном Богослужении, дома усердно молиться Богу, заниматься чтением Священного Писания, духовных книг и проводить время в душеспасительных разговорах, а также оказывать помощь бедным, посещать больных и т.д.

Те люди, которые в воскресные и праздничные дни позволяют себе нескромные игры и неумеренность в пище и питии, нарушают святость этих дней и грешат против четвертой заповеди Божией. Эта же заповедь, повелевая шесть дней работать, тем самым осуждает и тунеядство.

 

5-ая заповедь:

Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились дни твои на земле.

Эта заповедь повелевает почитать родителей, т.е. оказывать им любовь и уважение, исполнять их добрые советы и наставления, опекать их  во время старости и болезни, молиться за них Богу при жизни и после их смерти. Слова «чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились дни твои на земле» выражают обетование долголетия и счастья тем, кто почитает своих родителей. Из священной истории и самой жизни мы видим, что это обетование исполняется. Все, отличающиеся почтением к родителям, бывают более других благополучны и счастливы на земле; но несравненно большая и лучшая награда ожидает их на небе, в будущей жизни.

Согласно этой заповеди, кроме родителей нужно почитать своего отца духовного и вообще лиц духовного сана, которые молятся о нас Богу и научают жизни духовной, а также крестных отца и мать, начальников, воспитателей и благодетелей.

 

6-ая заповедь:

Не убивай.

Этой заповедью запрещаются все виды убийства. Наиболее часто встречающийся в наше время грех против этой заповеди – аборт, т.е. убийство нерожденного ребенка. Против этой заповеди грешит также тот, кто содействует убийце или укрывает его; кто обременяет подчиненных непосильными трудами и тем разрушает их здоровье; кто отказывает людям бедным и несчастным в помощи и тем доводит их до смерти. Самым преступным из убийств есть самоубийство. По правилам  церковным самоубийцы лишаются христианского погребения. Этой заповедью запрещаются также такие грехи, как ненависть, зависть, ссоры, драки, соблазны ближнего на греховные дела.

 

7-ая заповедь:

Не прелюбодействуй.

Эта заповедь запрещает супружеские измены и вообще нечистую и незаконную любовь между мужчиной и женщиной. Запрещается также нескромные игры и зрелища, нескромные песни, пляски, сквернословие.

 

8-ая заповедь:

Не кради.

Эта заповедь запрещает воровство, грабительство, присвоение чужого хитростию, покупку заведомо краденого, взятки, незаконные проценты и т.д. Самым большим грехом против этой заповеди является святотатство или похищение того, что принадлежит Церкви.

 

9-ая заповедь:

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

Этой заповедью запрещается ложное свидетельство на ближнего в суде, клевета, неискренность в обращении и вообще всякая ложь.

 

10-ая заповедь:

Не желай дома ближнего твоего; не пожелай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у  ближнего твоего.

Эта заповедь запрещает не только делать зло ближнему, но и желать зла, чтобы от злых мыслей и желаний не дойти до греховных дел.  Грех против этой заповеди называется завистью.

 

  1. Молитва Господня

 

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое.Да приидет Царствие Твое. Да будет воля Твоя, яко на небеси, и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь. И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим. И не введи нас во искушение. Но избави нас от лукаваго. Яко Твое есть царство и сила и слава Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 

Эта молитва является важнейшей из всех молитв. Она называется «Господней» потому, что преподал ее Своим ученикам, а через них и всем нам Сам Господь наш Иисус Христос.

 

Отче наш, Иже еси на небесех (Отец наш, сущий на небесах)

Мы обращаемся к Богу с верою и любовью, как дети к своему Отцу. Если кто молится один, он все равно должен говорить: Отче наш, так как по-христианскому братолюбию, мы должны молиться не о себе только, но и о других.

 

Да святится имя Твое.

Этим прошением мы просим Бога, чтобы Он помог нам содержать святое имя Его в уме, жить по Его закону и своей праведной жизнью прославлять Его.

 

Да приидет Царствие Твое.

Здесь говорится о благодатном Царствии Божием. Этим прошением мы просим Бога, чтобы Он помог нам быть истинными христианами, чтобы благодать Божия пребывала в нас и направляла сердца наши ко благу и вечному блаженству.

 

Да будет воля Твоя, яко на небеси, и на земли (Да будет воля Твоя и на земле, как на небе).

Этим прошением мы просим у Бога, чтобы в жизни нашей все происходило не по нашему желанию, а по воле Божией. Мы должны просить об этом Бога, т.к. мы часто согрешаем в своих желаниях, а Бог безгрешен и знает, что лучше и более для нас полезно. Мы просим исполнения воли Божией на земле именно так, как на небе потому, что на небе все святые ангелы и блаженные люди всегда и во всем исполняют волю Божию.

 

Хлеб наш насущный даждь нам днесь (Хлеб наш насущный подавай нам на каждый день).

Этим прошением мы просим, чтобы Бог даровал нам всё то, что необходимо для нашего существования, как-то: пищу, одежду, жилище, а главное – Хлеб, необходимый для нашей души – таинство святого Причащения. Также духовным хлебом являются для нас чтение слова Божия и молитва.

 

И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим (И прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему).

Этим прошением мы просим Отца Небесного, чтобы Он простил наши грехи, подобно тому, как мы прощаем своих должников. Под именем должников разумеются люди, которые в чем-либо виновны пред нами, например, обижают нас, притесняют и вообще делают нам какое-либо зло. Их обиды и притеснения мы должны прощать.

Если мы сами не будем прощать другим, тогда и мы не можем надеяться на прощение грехов. Если согрешивший против нас не расположен к примирению или находится вдали от нас, нужно примириться с ним в сердце, пред очами всевидящего Бога.

 

И не введи нас во искушение,

Этим прошением мы просим Бога, чтобы  в трудных обстоятельствах нам не потерять веру в Бога, а также не впасть в тяжкий грех.

 

Но избави нас от лукаваго.

Здесь мы просим Отца Небесного, чтобы Он избавил нас от всякого зла и бедствия, какое может постигнуть нас в жизни, и особенно от нападений дьявола.

 

Яко Твое есть царство и сила и слава Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь

Это есть славословие, в котором мы выражаем уверенность, что Тебе, Богу нашему, Отцу и Сыну и Святому Духу, принадлежит царство, и сила, и вечная слава. Аминь – истина, истинно так.

Если молитва Господня произносится в виду священника, например за богослужением в храме, то славословие, произносит священник.