По благословению высокопреосвященнейшего Ростислава, митрополита Томского и Асиновского

Храм святой преподобномученицы великой княгини Елисаветы

при НИИ Кардиологии г.Томск

Главная  †   Крещение в храме  †   Огласительные беседы. Занятие второе.

Огласительные беседы. Занятие второе.

Огласительные беседы. Занятие  второе.

Занятие второе

 

I. Символ Веры

 

1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.

3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.

4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.

5. И воскресшаго в третий день по Писанием.

6. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.

7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.

8. И в Духа Святаго, Господа животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.

9. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

10. Исповедую едино крещение во оставление грехов.

11. Чаю воскресения мертвых.

12. И жизни будущаго века. Аминь.

 

1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

В этом первом члене (части) Символа веры говорится о Боге Отце –первом Лице Пресвятой Троицы. Слово верую значит признаю, вполне убежден, что всё учение веры, содержащееся в этом Символе истинно и справедливо.

Вообще вера в Бога прирожденна душе человека, и нет ни одного народа, который бы не веровал в Бога, правильно или неправильно. Плутарх писал: «Если мы пройдем обитаемую нами землю по всем ее направлениям, побывав и в азиатских степях, и на месте жительства диких племен Америки, на самом холодном севере и в раскаленных песчаных пустынях внутренней Африки, то везде, где только мы найдем человеческое существо, хотя бы даже в диком состоянии, взор его обращается к небу; везде, где только мыслит ум, хотя бы находящийся на самой низшей ступени развития, ему уже присуща мысль о Божестве; везде, где только бьется человеческое сердце, оно содрогается или трепещет радостью, предчувствуя бытие вечного Существа. Равным образом, где только раздается человеческая речь, хотя бы еще слишком бедная и грубая, там все-таки есть уже слово для названия Бога».

В Символе сказано: верую во единаго Бога – для того, чтобы опровергнуть ложное учение язычников, которые, потеряв веру в единого Бога, признавали многих ложных богов. Бог есть Дух вечный, неизменяемый, всемогущий, вездесущий, всеведущий, всеправедный, всеблагой, вседовольный, всеблаженный. Бог называется Вседержителем, потому что Он всё в мире содержит в Своей власти. Он называется Творцом, потому что сотворил небо и землю, всё видимое и невидимое. Под именем невидимого здесь разумеются ангелы, т.е. духи, не имеющие тела, одаренные умом, волею и могуществом. Бог сотворил из ничего небо и землю, а затем в течение шести дней создал видимый мир и, как венец всего творения, человека. Человека Бог создал по Своему образу и подобию (т.е. даровал ему разум и свободную волю). Господь имеет непрестанное попечение о сотворенном мире, хранит его и управляет им.

 

2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.

Здесь говорится о втором Лице Пресвятой Троицы – Сыне Божием – Господе Иисусе Христе. Имя Иисус значит Спаситель. Имя Христос значит Помазанник (в ветхозаветные времена цари, священники и пророки Избранного народа перед началом своего служения помазывались священным елеем и, таким образом, получали необходимые для своей деятельности дары Святого Духа. Спаситель же получил всю полноту даров Святого Духа, поэтому и называется Помазанником).

Иисус Христос называется Сыном Единородным потому, что Он – единственный, Кто был рожден из самого существа Бога Отца. Сын Божий рожден от Бога Отца прежде всех век, т.е. до начала времени. Это значит, что Сын Божий так же вечен, как вечен Бог Отец. Слова Символа Веры Света от Света, Бога истинна от Бога истинна означают, что Сын Божий есть такой же Свет и истинный Бог, как и Бог Отец. Здесь же сказано: рожденна, несотворенна для того, чтобы показать, что Сын Божий был именно рожден Отцом, а не сотворен, как ангелы и люди. Слова Имже вся быша (т.е. все через Него начало быть) означают, что Отец сотворил мир при непосредственном участии Сына.

 

3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.

Сын Божий сошел с небес и стал человеком, чтобы спасти всех людей от греха и смерти, наследованных нами от первых людей – Адама и Евы. Под словом воплотившагося надо понимать то, что Сын Божий, не переставая быть Богом, воспринял плоть (тело) человеческую и сделался подобным человеку во всем, кроме греха. Иисус Христос воплотился от Девы Марии при сошествии на Нее Духа Святого. Слово вочеловечшася означает, что Сын Божий воспринял не одно только тело, но и душу человеческую. Святая Дева Мария называется Приснодевой потому, что Она всегда пребывала и пребывает Девой (слово присно означает всегда). Святая Церковь называет Деву Марию Богородицею и чтит превыше ангелов.

 

4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.

Чтобы совершить искупление рода человеческого, Иисус Христос добровольно предал Себя на страдания и крестную смерть.

Что значит искупление? Представьте себе, кто-нибудь попал в плен – и в такую землю, где пленников продают, как невольников. И вот этот несчастный очутился в руках жестокого хозяина, который мучает пленного тяжкими работами и морит голодом. Так проходят долгие годы. Наконец весть о пленнике доходит до его родины, и там больше всех принимает в нем участие один добрый человек. Этот человек, желая спасти пленника, продает все свое имущество и отправляется в далекий край, чтобы выкупить несчастного у жестокого рабовладельца. Но хозяин ни за какие блага не хочет расстаться с пленником. Тогда добрый человек решается сам сделаться невольником, лишь бы только пленник получил свободу. Под таким условием с пленника снимают оковы и надевают их на его искупителя, а пленник возвращается домой. Очутившись на родине, освобожденный скоро забывает о своем благодетеле. Он почти не вспоминает о нем, не пишет ему и даже не питает чувств любви и дружбы к его домашним, родным и близким.

Теперь смотрите, как рассказанное прилагается к людям. Все мы, до пришествия Христа на землю, были во власти греха и погибали в греховном плену. Господь наш Иисус Христос, по воле Отца Своего Небесного и по Своей любви к людям, пришел к нам в этот грешный мир и искупил наши грехи, проклятие и смерть Своей кровью, приняв позорную смерть на кресте. Но страдал и умер Он не божественной Своей природой, а человеческой.

Слова при Понтийстем Пилате указывают на время распятия Иисуса Христа: это произошло, когда Понтий Пилат был наместником римского императора в Иудее. В Символе Веры сказано страдавша, чтобы показать, что Иисус Христос, будучи распят, не казался только страждущим, как думали некоторые лжеучители, а действительно страдал, претерпев все мучения смерти на кресте. Тут же прибавлено и погребенна, чтобы показать, что Иисус Христос действительно умер, и был погребен в особо приготовленной для этого пещере.

 

5. И воскресшаго в третий день по Писанием.

На третий день после Своей смерти Иисус Христос воскрес (ожил), т.е. силой Своего Божества оживил Свое человеческое тело. Выражение по Писанием означает, что это событие произошло именно так, как о нем пророчески написано в книгах Ветхого Завета.

И эту силу Его воскресения мы исповедуем всякий раз, когда ежегодно в Пасхальные дни христосуемся, обмениваясь крашенными (в основном красными) яйцами. Обычай этот восходит к I веку. Тогда, по вознесении Иисуса Христа на Небо Мария Магдалина пришла с проповедью Евангелия в Рим. Она явилась к императору Тиберию, подарила ему обыкновенное яйцо и сказала: «Христос воскрес!». Удивился император: «Это невозможно, как невозможно и то, чтобы яйцо стало красным». И вдруг в ответ ему яйцо стало переливаться цветом: синим, зеленым, желтым, розовым и, наконец, стало ярко красным. Изумленный Тиберий промолвил: «Воистину воскрес Христос!». Христиане, узнав о таком приношении, начали подражать этому обычаю. Своей простотой он выражает взаимную любовь и дружбу христиан. Красный цвет яйца напоминает кровь Спасителя, пролитую за нас, а само яйцо, как содержащее в себе жизнь до времени появления на свет цыпленка, служит знаком победы Христа над смертью.

 

6. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.

На сороковой день по воскресении Своем из мертвых Иисус Христос вознесся на небо, т.е взошел туда, где всегда пребывал Своим Божеством. Сидение Иисуса Христа одесную, т.е. по правую сторону Бога Отца означает то, что Иисус Христос, по вознесении на небо, получил равные с Богом Отцом власть, могущество и славу (подобно тому, как в древности сидящий на троне справа от царя обладал наибольшей после царя властью).

Из священной истории мы знаем, как высоко чтил фараон Иосифа. Он снял со своей руки перстень и надел его на руку Иосифа, одел его в царские одежды, возложил на шею золотую цепь, велел везти его на одной из своих колесниц и провозглашать перед ним: «Преклоняйтесь». Такие почести воздавались в Египте только царям. Но фараон одарил Иосифа не только царскими почестями, но и царской властью, ибо он сказал ему: «Без тебя никто не двинет ни рукой своей, ни ногой во всей земле египетской», – так что все египтяне должны были повиноваться ему. Образно говоря фараон посадил Иосифа одесную себя, или – по правую свою сторону. Но фараон был земным царем, а потому и Иосифу мог даровать только земную власть и славу. Но Бог есть Высочайший Царь, власть и слава Которого беспредельны.

Вот почему если в слове Божием говорится, что Он посадил Иисуса Христа одесную Себя, то этим выражается, что Он даровал Иисусу Христу Божественное могущество и Божественную славу, какие имел Сам. Хотя, по Своей Божеской природе, Сын Божий от вечности уже имел у Бога равные с Ним могущество и славу, но теперь Он воспринял это могущество и эту славу вместе с человечеством Своим как Богочеловек.

 

7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.

Здесь говорится о втором пришествии Иисуса Христа на землю («паки» – снова). Второе пришествие Его на землю будет иным, чем первое. В первый раз Спаситель приходил в смиренном виде, чтобы спасти людей. Во второй раз Он придет во славе, чтобы судить живых и мертвых, которые тогда воскреснут. Иисус Христос будет судить всех людей без исключения. Суд этот будет страшный и нелицеприятный, на нем откроются и будут осуждены не только все наши греховные дела, но и слова, мысли и желания. Срок Страшного Суда Божия для нас неизвестен, но в Слове Божием указаны некоторые признаки, указывающие на его приближение. Признаки эти следующие: оскудение веры и любви между людьми, умножение пороков и бедствий, проповедание Евангелия всем народам и, наконец, пришествие антихриста. Антихрист – это противник Христа. Он силою дьявола будет творить ложные знамения и чудеса, требовать себе божеской чести и всеми способами истреблять веру Христову на земле, но потерпит поражение от Спасителя и погибнет. Слова Символа Веры Егоже царствию не будет конца означают вечность блаженства праведников со Христом.

Однажды к афонскому старцу пришел испытующий и спросил его, почему Бог не хочет простить всех и почему после Страшного Суда некоторые пойдут осужденными. День был солнечный. Старец вывел вопрошавшего на улицу и заставил его взглянуть на солнце. Тот поднял глаза, но тотчас опустил их.

– Отчего же ты не смотришь? – спросил старец. – Разве ты не хочешь видеть солнца?

– Нет, отчего же, очень хотел бы, но больно глазам.

– Вот и ответ, который ты ищешь, – сказал старец. – Нечистой душе больно смотреть, нельзя смотреть на Бога, и если бы она была введена в рай, то ей было бы и там так же мучительно, как за стенами ада, и гораздо мучительней, чем нам сейчас смотреть на солнце, не прикрывая глаз. Таким образом, представляется очевидным наказание грешников, которое должно следовать за всеобщим Судом, – закончил старец.

 

8. И в Духа Святаго, Господа животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.

В этом члене Символа Веры говорится о третьем Лице Пресвятой Троицы – Святом Духе. Дух Святой, также как Отец и Сын, является истинным Богом. Он называется животворящим, потому что даёт жизнь всем тварям и ниспосылает благодать Свою верующим людям, помогая им жить свято. Слова Символа Веры Иже от Отца исходящаго указывают на то, что Дух Святой исходит от Бога Отца и этим отличается от других Лиц Пресвятой Троицы. Слова Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима означают, что Духу Святому должно воздавать поклонение и прославление, равное с Богом Отцом и Богом Сыном. Словами глаголавшаго пророки выражается то, что Дух Святой в Ветхом Завете говорил через пророков, возвещавших людям волю Божию устно и письменно.

 

9. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

Церковь есть установленное от Бога общество людей, соединённых между собою православной верой, законом Божиим, священноначалием и таинствами. Церковь едина потому, что она есть одно духовное тело, имеет одного Главу – Христа и одушевляется одним Духом Божиим. Церковь называется святой потому, что она освящена учением, страданиями и крестной смертью Иисуса Христа. Церковь называется соборной, т.к. заключает в себе истинно верующих всех стран, времен и народов. Церковь называется апостольской, т.к. она распространена и утверждена на земле чрез святых апостолов (слово «апостол» означает посланник Божий), неизменно содержит их учение, и от них непрерывно, через преемственное рукоположение (посвящение возложением рук), ведет свою иерархию (священноначалие). Главным руководящим органом Церкви является Собор. Собор бывает Вселенским (общецерковным) и Поместным (внутрицерковным).

Кроме того, единство Церкви осуществляется и в постоянном общении Церкви земной и Церкви Небесной. Жития святых сохранили нам бесчисленные примеры того, что святые, отшедшие в вечность, не прекращают духовного общения с нами, но слышат наши молитвы и помогают нам в нуждах. Рассказывают, что однажды на царя Алексея Михайловича, когда он охотился вблизи Сторожевской обители около Звенигорода, устремился выбежавший из леса медведь. Царь ожидал смерти, но вдруг явился старец в монашеском одеянии, и медведь убежал. Царь спросил старца: «Кто ты?» Тот ответил: «Я Савва, инок Сторожевской обители». Прибыв в монастырь, царь стал расспрашивать и разыскивать инока, но такого монаха не оказалось. Наконец Алексей Михайлович, увидав образ преподобного Саввы, узнал в нем старца, явившегося ему в лесу. Отслужив в обители молебен Преподобному, благочестивый царь всегда потом питал к нему особенное благоговение. Не будем же и мы охладевать в наших молитвах перед угодниками Божиими, ибо «много может молитва праведного споспешествуема».

 

10. Исповедую едино крещение во оставление грехов.

В этом члене Символа Веры говорится о Крещении, но подразумеваются и все остальные таинства Церкви. Таинством называется такое священнодействие, чрез которое таинственным образом сообщается верующему благодать Святого Духа. Таинств семь: Крещение, Миропомазание, Причащение, Покаяние, Священство, Брак и Елеосвящение.

Таинство Крещения состоит в том, что верующий, при троекратном погружении его тела в воду с произнесением слов: «Во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь» очищается от грехов и возрождается в новую христианскую жизнь. Таинство Крещения совершается один раз в жизни.

Таинство Миропомазания состоит в том, что крещаемый через помазание частей его тела святым миром, с произнесением слов: «Печать дара Духа Святаго. Аминь» получает дары Святого Духа, укрепляющие его в христианской жизни. Это Таинство совершается непосредственно после Таинства Крещения

Таинство Покаяния (Исповеди) состоит в том, что кающийся исповедует Господу Иисусу Христу свои грехи в присутствии священника и через него получает прощение. Совершается в любой богослужебный день, обыкновенно в течении, или после вечернего богослужения.

Таинство Причащения состоит в том, что верующий под видом хлеба и вина вкушает самые Тело и Кровь Христову, через это таинственно соединяется с Христом и становится в Нём причастником вечной жизни. Совершается за каждой Божественной литургией (всегда утреннее время)

Таинство Священства состоит в том, что правильно избранный кандидат в священнослужители через архиерейское (епископское) рукоположение и молитвы, получает божественную благодать совершать Таинства и пасти стадо Христово. Есть три степени священства: епископ, пресвитер (священник) и диакон. Диакон сослужит священнику или епископу при совершении ими Таинств, священник совершает Таинства по благословению епископа, а епископ не только совершает все Таинства, но и поставляет других для совершения их.

Таинство Брака (Венчание) состоит в том, что по обоюдному согласию жениха и невесты благословляется их супружеский союз во образ духовного союза Христа с Церковью и испрашивается благодать для благословенного рождения детей. Совершается в определенные дни, вне продолжительных постов.

Таинство Елеосвящения (Соборования) состоит в том, что при помазании священником больного освященным елеем призывается на него благодать Божия, исцеляющая от болезней душевных и телесных. Совершается в дни продолжительных постов.

 

11. Чаю воскресения мертвых.

Воскресение мертвых будет состоять в том, что тела всех умерших людей оживут, соединятся с их душами и станут нетленными и бессмертными. Это произойдет при втором пришествии Христовом. До всеобщего воскресения души праведных находятся в покое и преддверии блаженства, а души грешников в преддверии мучения. Душам умерших в вере, но не принесших плодов, достойных покаяния, могут помогать молитвы, милостыня и особенно приношение за них бескровной жертвы Тела и Крови Христовых. Тела тех людей, которые останутся в живых до пришествия Господа, мгновенно изменятся и сделаются такими же нетленными и бессмертными, как и у воскресших из мертвых.

Нечто подобное будущему всеобщему воскресению мы наблюдаем каждой весной: деревья, казавшиеся безжизненными, оживают, одеваясь листвой; луга покрываются травой и т.д. Можно привести и другое сравнение. Для того чтобы семя, посаженное в землю, принесло плод, оно должно как бы умереть – т.е. полностью разложиться; иначе, оно не может дать жизнь новому растению. Подобно этому и тело человека – умирает и разлагается в земле, чтобы в последний день ожить и стать нетленным.

 

12. И жизни будущаго века. Аминь.

Жизнь будущего века настанет после всеобщего воскресения мертвых и Страшного Суда. Для праведников эта жизнь будет вечной радостью, для грешников – вечными страданиями. Кому-то может показаться, что вечные страдания грешников в аду несовместимы со свойством благости Божией. Но, во-первых, Бог является не только всеблагим, но и всесправедливым; во-вторых, так же как человек с неполноценным телом не может испытывать все блага земной жизни, так и человек с душой, искалеченной грехом, не может вкусить благ Царствия Небесного.

Понять это поможет следующая притча. Один господин, отправляясь в путь, оставил в своем винограднике двух сторожей – слепого и хромого. Выбирая их, он думал, что ни тот, ни другой не смогут оборвать ягоды винограда. Но когда виноград созрел и слепой узнал от своего товарища о богатствах господского сада, то придумал вот что: он посадил на себя хромого и заставил его срывать ягоды. Так продолжалось долгое время. Но вот возвратился хозяин виноградника и сразу же заметил следы хищения. На другой день сторожей позвали на допрос. Тогда слепой стал слагать вину на хромого, говоря, что без него он не мог бы найти и дорогу к винограду, а хромой стал обвинять слепца, без которого он никак не мог бы достать виноград. Разгневанный господин велел снова посадить хромого на плечи слепца и одинаково наказать обоих.

Что же значит эта притча? Слепец – это душа человека, а хромой – его тело. А так как и та и другая часть человека – и плотская, и духовная – участвуют в греховной жизни, то Господин виноградника, Судия живых и мертвых, одинаково осудит на Своем Страшном Суде в муку вечную как тело, так и душу грешника.

 

II. Ритм христианской жизни

 

Многие думают, что всё Крещением и заканчивается. Но это совсем не так. С Крещения всё только начинается. В тебе посеяно семя Вечной Жизни и его надо выращивать. А как это делать практически? Семя сеется не на бетон, а во взрыхлённую землю. То есть, благодать Божия должна входить в сердце человека и переделывать всю его жизнь. Для своего роста оно нуждается в поливе – частом приобщении святых Тайн, рыхлении – терпении скорбей ради Христа. Надо пропалывать огород – вырывать из сердца злые привычки и мысли. Вокруг растения должен быть чистый, незагазованный воздух – церковная атмосфера жизни, особенно проявляющаяся в хранении неповреждённой веры. Необходим присмотр садовника – помощь священника. Должна быть теплица – надежда на Бога. Необходимо беречь растение от паразитов и болезней – от ересей, расколов и духовных страстей (гордости, тщеславия, сребролюбия, уныния). Должно быть много света – чтения Священного Писания, Житий (жизнеописаний) святых и святоотеческой литературы (поучения и наставления святых). Часто надо обрывать лишние листья – фарисейское увлечение внешними правилами в ущерб внутреннему росту. И тогда пойдут плоды истинно добрых дел.

Каждый вид жизнедеятельности человека имеет свои особенности, свой ритм, свой порядок. Так и у новокрещёного христианина должен появиться свой ритм и вид жизни. Во-первых, меняется распорядок дня. Проснувшись утром, христианин становится перед иконами, зажигает свечу или лампаду и читает утренние молитвы из Молитвослова (сборника молитв). Также он будет делать и вечером, читая молитвы на сон грядущим, перед тем, как лечь спать.

Как правильно молиться по тексту? Апостол Павел пишет, что лучше пять слов сказать умом, чем тысячу языком (1Кор.14:19). Поэтому молящийся должен понимать каждое слово молитвы. Святитель Феофан советует начинать с того, что, освоив первые утренние и вечерние молитвы, молиться этими словами, постепенно добавляя следующие молитвы, до тех пор, пока не начнёт человек понимать всё молитвенное правило. Не надо забывать ограждать себя крестным знамением и класть поклоны – они очень полезны для души.

После утренних молитв христианин вкушает просфору (берёт в храме после воскресной Литургии и дома раздробляет её на несколько частей, необходимых для ежедневного потребления), пьёт святую воду. Перед началом трапезы и после неё он мысленно, или вслух говорит определённые молитвы (указаны в молитвослове). В течение дня христианин старается всё время держать в памяти Бога, поэтому ему необходимо часто твердить мысленно Иисусову молитву: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного.

Перед всяким добрым делом надо просить помощи у Бога. А если дело большое, то можно пойти и заказать в церкви молебен.

Вообще вся жизнь наша посвящена Творцу. Мы освящаем дома и квартиры, офисы, машины, лодки и многое другое, чтобы через это получить благодать. Если угодно сказать, мы создаем вокруг себя атмосферу святости. Главное, чтобы такая же атмосфера была в нашем сердце. Мы стараемся быть в мире со всеми и помним, что всякое дело (работа ли, семья, уборка квартиры) в благосердном его исполнении может послужить ко спасению.

Каждый день (среди дня, либо в конце утренних или вечерних молитв), мы читаем Священное Писание: главу Евангелия, главу Посланий Апостолов, одну кафизму Псалтири (мера чтения определяется все же индивидуально). Каждую неделю мы постимся в среду (вспоминая предательство Иуды) и в пятницу (вспоминая Голгофские мучения Христа). Соблюдаем большие посты (Великий, Петровский, Успенский и Рождественский).

Надо положить себе за правило не реже чем раз в месяц исповедаться и причащаться (самый крайний случай, когда, например, болен – исповедаться и причащаться необходимо не реже, чем четыре раза в год – в большие посты). И конечно, каждое воскресенье, утором необходимо бывать в храме!

Когда входишь в храм и видишь святые иконы, думай о том, что Сам Господь и все святые смотрят на тебя; будь в это время особенно благоговеен и имей страх Божий. Во святой храм лучше приходить заранее, чтобы успеть до начала богослужения поставить свечи, заказать поминовение, приложиться к иконам. Если всё же опаздываешь, будь осторожен, чтобы не помешать молитве других. Мобильные телефоны при входе в храм следует отключать.

Если приходишь с детьми, следи, чтобы они вели себя скромно и не шумели бы, приучай их к молитве. Женщины должны входить в храм скромно одетыми, в платье или юбке, с покрытой головой и желательно вообще без косметики. Во всяком случае, недопустимо причащаться и прикладываться к святыням с накрашенными губами.

Так, если ты будешь входить в храм Божий с благоговением, если, стоя в церкви, будешь думать, что находишься на небесах, то Господь исполнит все прошения твои.

Не забывай главного. Ты пришел в Церковь к Богу, так что живи перед Ним, ходи перед Ним, люби Его и будь непорочным. И тогда и ты станешь святым, осуществляя цель христианской жизни. Ведь только для этого и принимают Крещение, ибо сказано: «Будьте предо Мною святы, ибо Я свят, Господь Бог ваш»! (Лев.20:26).