По благословению высокопреосвященнейшего Ростислава, митрополита Томского и Асиновского

Храм святой преподобномученицы великой княгини Елисаветы

при НИИ Кардиологии г.Томск

Вопросы

На этой странице собраны ответы на наиболее часто задаваемые вопросы о таинствах и требах, выполняемых Православной церковью.
Мы надеемся, вы найдете здесь ответ на свой вопрос!

Всю информацию, необходимую для желающих покреститься, вы найдете в разделе Крещение в храме .

Если креститься желает взрослый человек, то он или она в первую очередь должны верить в Бога и разделять вероучение Православной Церкви. Если вы хотите покрестить ребенка - предполагается, что вы сами верующий человек и в дальнейшем будете помогать вашему ребенку стать христианином. 

Для всех желающих принять Крещение ставится обязательное условие: перед принятием Таинства посетить несколько бесед (так называемых "огласительных") со священником, который расскажет о православной вере и ответит на все ваши вопросы. Для уточнения даты и времени ближайших огласительных бесед обратитесь, пожалуйста, в храм по номеру, указанному на нашем сайте.

Также, крещаемому нужны крестные родители - обычно для мальчиков и мужчин достаточно крестного отца, а для девочек и женщин - крестной матери. Да, взрослым тоже нужны крестные. Конечно же, крестные родители сами должны быть верующими, и не должны состоять между собой в браке.

В нашем храме исповедь совершается накануне вечерних богослужений, обычно с 16.00. К этому времени желательно быть в храме. Конечно, к исповеди нужно подготовиться, вспомнить все то, в чем вас обличает совесть. Некоторые записывают свои грехи на листочек и приносят его с собой, чтобы ничего не забыть - такое вполне допустимо.

Сначала для всех кающихся священник читает общие молитвы Таинства Исповеди, в которых просит Господа о прощении грехов всех исповедников. Затем каждый по очереди подходит к аналою с крестом и Евангелием и лично приносит свое покаяние Богу, исповедуя свои грехи. После того как все грехи названы (исповеданы), священник может дать духовный совет, наставление, как жить чтобы избегать совершения этих грехов в дальнейшем. Затем он читает над вами разрешительную молитву, вы целуете Распятие и Евангелие и все, ваши грехи прощены милостью Божией так, как будто их никогда и не было.

Таинство Причастия совершается за Божественной литургией (в нашем храме начало Литургии - в 8.30), и к нему могут приступить все желающие, прошедшие необходимую подготовку.

Так, для взрослых необходим строгий пост хотя бы в течение трех дней перед днем Причастия, а вечером накануне Причастия необходимо исповедаться. Конечно, если по медицинским показаниям вам нельзя поститься - не нарушайте предписания врачей! Обратитесь к священнику для благословения на Причастие без поста, объяснив ему причины.

Считается, что дети до 7 лет могут приступать к Причастию без исповеди. Однако, если ребенок сам чувствует потребность исповедаться, не стоит ему в этом отказывать. 

И пожалуйста, не забудьте, в день Причастия с утра не вкушать пищи до принятия Таинства. Опять же, если по медицинским показаниям вам нельзя ограничить себя таким образом, поговорите с батюшкой. Ну и конечно, если вы курите, от этой вредной привычки нужно воздержаться.

После принятия Тела и Крови Господа Иисуса Христа, дома прочитайте благодарственные молитвы по Святом Причастии (их можно найти в любом православном молитвослове).

По традиции святую воду принимают натощак по утрам, что вполне объяснимо: первым делом человек вкушает святыню, а потом уже приступает к обычной пище. Что касается оставшихся суток, то в Типиконе (Типикон, гл. 48 – месяцеслов, 6 января, 1-е «зри»). сказано, что неразумно воздерживаться от святой воды по причине употребления пищи:
«Да будет известно всем о святой воде: отлучающие себя от святой воды по той причине, что уже вкусили пищу, не доброе творят, ибо благодать Божия дана на освящение миру и всей твари. Так же и кропим ею всюду, и во всяких нечистых местах, и даже под ногами нашими. И где же разум у тех, кто не пиет ее по причине вкушения пищи».

То есть Церковь не запрещает пить святую, даже крещенскую воду в любое время и укоряет тех, кто считает, что пить святую воду не натощак нельзя.

Azbyka.ru

Грех исповедан, но продолжает беспокоить совесть: как поступить, нужно ли его исповедовать вторично? - в этом вопросе пробует разобраться иерей Андрей Чиженко.

Святые отцы сравнивали грех с сорняком на огороде. А огород, соответственно – с сердцем. Они говорили о том, что борьба с грехом продолжается до смерти человека. Подобно тому, как огород нужно пропалывать постоянно, так же нужно бороться со своими грехами, и в первую очередь частой исповедью.

Здесь, дорогие братья и сестры, хочется сказать, что в священнической практике сталкиваешься с тем, что часто в сознании прихожанина Таинство исповеди неотделимо от Таинства причастия. Человек думает, что ему и на исповедь нужно готовиться также строго, как и для приобщения Святых Христовых Таин, то есть поститься, читать каноны и прочее. Конечно же, это не так. Все это нужно совершать в процессе подготовки к Таинству причастия; в эту подготовку входит также и Таинство исповеди.

Но, если вы хотите исповедаться без причастия, то вам достаточно вспомнить свои грехи, которые мучают душу, и без какой бы то ни было молитвенной и постовой подготовки просто прийти в храм и попросить священника вас исповедовать. Исповедоваться желательно часто – по мере необходимости. Ведь грешим-то мы также часто! Обычная монашеская практика, например, исповедоваться хотя бы каждую неделю, а если есть потребность, то и чаще. Вообще святые отцы сравнивали душу часто исповедующегося человека с проточным родником, вода в котором всегда свежая и чистая. А душу человека не исповедующегося – с затхлым болотом с несвежей застойной водой.

Теперь о грехах. Выше мы видели, что святые отцы сравнивали грех с сорняком. Конечно же, есть грехи, которые человек совершил, обжегся и не повторяет более. К примеру, прелюбодеяние, аборт или попытка самоубийства, драка с сильными увечьями, другие тяжелые грехи. Он обжегся, исповедовал этот грех, и с помощью разрешительной молитвы священника Господь снял с него эти грехи. Если человек их не повторял, то данные грехи можно уже не исповедовать. Не будем маловерными, нужно уповать на милосердие Божие и Его всепрощение. Но, к примеру, если человек не совершал прелюбодеяние, но блудная страсть (он чувствует) еще сильна в нем, то, конечно же, ее нужно исповедовать. Значит, в сердце корень греха остался. И пока он будоражит душу, до тех пор его надо исповедовать. Или, к примеру, человек никого не убил, но осуждал, раздражался и гневался регулярно. Ведь данные страсти – тоже нарушение заповеди «не убий». А мы, к сожалению, их испытываем почти каждый день.

Надо исповедовать не только совершенные дела, но и слова и помыслы, чтобы искоренять грех еще в зародыше, когда он приложился к нашим мыслям или чувствам. Что пишется в 136-м псалме, который еще имеет название «На реках Вавилонских» и часто используется в богослужениях подготовительных недель к Великому посту? Стихи 9 и 10: «Дочь Вавилона, опустошительница! блажен кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам! Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень!». Эти стихи из псалма – призыв для нас к исповеди. Дочь Вавилона – это наше страстное падшее естество, исполненное порока, опустошающее душу, и также бесовские атаки на нас. Младенцы дочери Вавилона – это вражеские, диавольские прилоги, всеваемые сатаной в наше сердце, а также наши личные чувства и мысли, которые сродняются с этими прилогами и начинают расти в нашем сердце сначала младенцами, а потом и крупными зверями. Поэтому страсти нужно искоренять в зародыше. Их нужно разбивать о камень. Что такое этот камень? Он – Христос. И когда мы припадаем к Нему в Таинстве исповеди и слезами покаяния разбиваем об этот священный камень зародыши своих грехов, то получаем от Господа прощение и исцеление от своих страстей. Получаем блаженство, то есть высшую радость упокоения в Боге.

Будем же помнить, дорогие братья и сестры, что если мы чувствуем, что грех мысленно и чувственно все еще продолжает ранить нас, то, конечно же, его лучше исповедовать еще раз. Будем также помнить о том, что борьба эта длиться до самой смерти. Только ведь и награда велика! «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор. 2:9).

☦ Иерей Андрей Чиженко

www.ok.ru/profile/579407282087/statuses/69539963598247

Задать вопрос на сайте можно здесь.