По благословению высокопреосвященнейшего Ростислава, митрополита Томского и Асиновского

Храм святой преподобномученицы великой княгини Елисаветы

при НИИ Кардиологии г.Томск

Главная  †   Жития святых  †   СВЯТИТЕЛЬ ТИХОН ЗАДОНСКИЙ

СВЯТИТЕЛЬ ТИХОН ЗАДОНСКИЙ

СВЯТИТЕЛЬ ТИХОН ЗАДОНСКИЙ

Святитель Тихон Задонский, епископ Воронежский (в миру Тимофей), родился в 1724 году в селе Короцке Новгородской епархии в семье дьячка Савелия Кириллова. (Новая фамилия - Соколов была присвоена ему позже начальством Новгородской семинарии). С раннего детства после смерти отца он жил в такой нужде, что мать чуть было не отдала его на воспитание соседу, ямщику, так как кормить семью было нечем. Питаясь одним черным хлебом и то очень воздержанно, мальчик нанимался к богатым огородникам копать грядки. Тринадцатилетним отроком он был отдан в духовное училище при Новгородском архиерейском доме, а в 1740 году принят на казенное содержание в устроенную в Новгороде семинарию. Юноша учился отлично и по окончании семинарии в 1754 году был оставлен в ней преподавателем, сначала греческого языка, затем риторики и философии. В 1758 году он принял постриг с именем Тихон. В том же году его назначили на должность префекта семинарии. В 1759 году его перевели в Тверь с возведением в сан архимандрита Желтикова монастыря. Затем определили ректором Тверской семинарии и одновременно настоятелем Отроча монастыря. 13 мая 1761 года он был хиротонисан во епископа Кексгольма и Ладоги (викария Новгородской епархии). Посвящение было промыслительно. Молодого архимандрита предполагали перевести в Троице-Сергиеву Лавру, но в Петербурге при избрании Новгородского викария, на Пасху, из 8 жребиев трижды вынималось его имя.

В тот же день Тверской Преосвященный Афанасий, помимо своей воли, помянул его на Херувимской песни (у жертвенника) как епископа.

В 1763 году святитель был переведен на Воронежскую кафедру. В течение четырех с половиной лет управляя Воронежской епархией, святитель Тихон постоянно назидал ее своей жизнью и многочисленными пастырскими наставлениями и душеспасительными книгами. Он написал для пастырей ряд сочинений: "О седми Святых Тайнах", "Прибавление к должности священнической", "О таинстве Покаяния", "Инструкция о совершении браков". Особо требовал святитель, чтобы каждый священнослужитель имел Новый Завет и ежедневно его читал. В "Окружном послании" он призывал пастырей к благоговейному совершению таинств, богомыслию и братолюбию. ("Наставление о собственных всякого христианина должностях" было многократно переиздано в Москве и Петербурге уже в ХVIII веке).

В Воронеже со времен язычества соблюдался праздник в честь Ярилы, соединенный со множеством всяких бесчинств. Однажды святитель неожиданно явился на народную площадь среди самого разгара веселья и начал обличать бесчинников. Его слово так подействовало, что праздник более уже не возобновлялся.

 В пределах расположения войска донских казаков он открыл миссионерскую комиссию для обращения раскольников к Православной Церкви.

В 1765 г. святитель Тихон преобразовал Воронежскую славяно-латинскую школу в духовную семинарию и, пригласив опытных преподавателей из Киева и Харькова, выработал для нее учебные программы. Много усилий и трудов пришлось ему употребить, чтобы устроить храмы, школу, наставить и вразумить пастырей и убедить в необходимости образования. Управляя обширной епархией, святитель не щадил своих сил, часто проводя ночи без сна. В 1767 году он вынужден был из-за слабого здоровья оставить управление епархией и удалиться на покой в Толшевский монастырь, который находился в 40 верстах от Воронежа.

В 1769 году святитель перешел в Богородицкий монастырь города Задонска. Поселившись в этом монастыре, святитель Тихон стал великим учителем христианской жизни. С глубокой мудростью он развил идеал истинного монашества - "Правила монашеского жития" и "Наставления обратившимся от суетного- мира" - и в жизни своей воплотил этот идеал. Он строго хранил уставы Церкви, ревностно (почти ежедневно) посещал храмы Божии, часто сам пел и читал на клиросе, а со временем, по смирению, совсем оставил участие в совершении служб и стоял в алтаре, благоговейно ограждая себя крестным знамением. Все время, за исключением 4-5 часов отдыха, у него посвящалось молитве, чтению слова Божия, делам благотворительности и составлению душеполезных сочинений. Ежедневно он приходил в храм.

Дома он часто падал на колени и, обливаясь слезами, как самый тяжкий грешник, взывал: «Господи пощади. Господи помилуй!» Непременно каждый день он читал по нескольку глав из Священного Писания (особенно пророка Исаию), а в дорогу никогда не ездил без маленькой Псалтири. Вся его 400-рублевая пенсия шла на благотворительность, и сюда же направлялось все, что он получал в дар от знакомых. Часто в простой монашеской одежде он отправлялся в ближайший город (Елец) и посещал заключенных местной тюрьмы. Он утешал их, располагал к покаянию и затем наделял милостыней. Сам он был в высшей степени нестяжателен, жил среди самой простой и бедной обстановки. Садясь за скудный стол, он часто вспоминал о бедняках, не имеющих такого, как он, пропитания и начинал себя упрекать за то, что, по его рассуждению, мало потрудился для Церкви. Тут горькие слезы начинали течь из его глаз. По природе горячий и вспыльчивый, он был удивительно кроток и незлобив. До земли кланялся келейнику, прося прощения за какое-либо слово, показавшееся тому обидным, и старался всегда платить добром, когда кто наносил ему какое-либо оскорбление. Раз, в доме знакомого, он вступил в беседу с одним дворянином вольтерьянцем и кротко, но так сильно во всем опровергал безбожника, что гордый человек не вытерпел и, забывшись, ударил святителя по щеке. Святитель Тихон бросился к нему в ноги и начал просить прощения, что привел его в раздражение. Это смирение святителя так подействовало на дерзкого оскорбителя, что тот обратился к Православной вере и после стал добрым христианином. 

Любимым келейным занятием его было чтение житий святых и святоотеческих творений. Псалтирь он знал наизусть и в пути обычно читал или пел псалмы. Много искушений претерпел святитель, сокрушаясь о вынужденном оставлении паствы. Поправив здоровье, он собирался вернуться в Новгородскую епархию, куда его приглашал митрополит Гавриил на место настоятеля в Иверском Валдайском монастыре. Когда келейник объявил о том старцу Аарону, тот сказал: "Что ты беснуешься? Матерь Божия не велит ему выезжать отсюда". Kелейник передал это Преосвященному. "Если так, - сказал святитель, - не поеду отсюда", - и разорвал прошение. Иногда он уезжал в село Липовку, где в доме Бехтеевых сам совершал Богослужение. Ездил святитель и в Толшевский монастырь, который он любил за уединение.

Плодом всей его духовной жизни были творения, которые святитель завершил на покое: "Сокровище духовное, от мира собираемое" (1770), а также - "Об истинном христианстве" (1776).

Жил святитель в самой простой обстановке: спал он на соломе, накрываясь овчинным тулупом. Смирение его доходило до того, что на насмешки, которые нередко сыпались ему вслед, святитель не обращал внимания, делая вид, что их не слышит, и говорил после: "Богу так угодно, что служители смеются надо мною - я и достоин того за грехи мои". Часто говорил он в подобных случаях: "Прощение лучше мщения". Однажды юродивый Каменев ударил святителя по щеке со словами "не высокоумь" - и святитель, восприняв это с благодарностью, ежедневно кормил юродивого.

Всю свою жизнь святитель "досады, скорби, обиды радостно терпел еси, помышляя, яко венец без победы, победа без подвига, подвиг без брани, а брань без врагов не бывает" (песнь 6 канона).

Строгий к себе, святитель был снисходителен к другим. Однажды в пятницу перед праздником Ваий он вошел в келлию своего друга схимонаха Митрофана и увидел его за столом вместе с Козмою Игнатьевичем, елецким жителем, которого он тоже любил. На столе была рыба. Друзья смутились. Благий святитель сказал: "Садитесь, я вас знаю, любовь выше поста". И чтобы еще более успокоить их, сам отведал ухи. Особенно любил он простой народ, утешал его в тяжкой доле, заступаясь перед помещиками, которых постоянно назидал быть милосердными. Всю свою пенсию и приношения почитателей он отдавал бедным.

Подвигами самоотречения и любви душа святителя возвысилась до созерцаний Небесного и прозрений будущего. В 1778 году в тонком сне ему было такое видение: Матерь Божия стояла на облаках и около нее апостолы Петр и Павел; сам святитель на коленях просил Пречистую о продолжении милости к миру. Апостол Павел громко сказал: "Егда рекут мир и утверждение, тогда нападет на них внезапу всегубительство". Святитель проснулся в трепете и в слезах. В следующем году он опять видел Матерь Божию на воздухе и около нее несколько лиц; святитель упал на колени, и около него пали на колени четверо облаченных в белые одеяния. Святитель просил Пречистую за кого-то, чтобы тот не удалялся от него (кто были эти лица и за кого была просьба, святитель не сказал келейнику), и Она отвечала: "Будет по просьбе твоей".

Святитель Тихон предсказал много из судеб России, обладал даром прозрения и совершения чудес, читал мысли собеседников. В 1778 году, когда родился император Александр I, святитель предсказал многие события его царствования и в частности, что Россия спасется, а Захватчик (Наполеон) погибнет. «Господь Бог во многих случаях его слушал», — писал келейник святителя Тихона. Особенно святитель любил беседовать с простым народом, утешал его в тяжкой доле, помогал разоренным. Из монастырской слободы его навещали дети. Он учил их молитве, а после беседы оделял деньгами. Не раз святителя видели в духовном восхищении, с измененным и просветленным лицом, но он запрещал говорить о том. За три года до кончины он каждый день молился: "Скажи ми, Господи, кончину мою". И тихий голос на утренней заре сказал: "В день недельный". В том же году он видел во сне прекрасный луч и на нем чудные палаты и хотел войти в двери, но ему сказали: "Через три года можешь войти, но теперь потрудись". После этого святитель заключился в келлии и принимал к себе только редких друзей.

К смерти у святителя были приготовлены одежда и гроб: часто он приходил плакать над своим гробом, стоявшим скрытно от людей в чулане. За год и три месяца до смерти в тонком сне святителю представилось, что он стоит в придельной монастырской церкви и знакомый священник вынес из алтаря в царские двери Младенца под покрывалом. Святитель подошел и поцеловал Младенца в правую щеку, а тот ударил его в левую. Пробудясь, святитель почувствовал онемение левой щеки, левой ноги и трясение левой руки. Эту болезнь он принял с радостью. Незадолго перед кончиной святитель видел во сне высокую и крутую лестницу и услышал повеление восходить по ней. "Я, - рассказывал он своему другу Козме, - сначала боялся слабости своей. Но когда стал восходить, народ, стоявший около лестницы, казалось, подсаживал меня все выше и выше к самым облакам". "Лестница, - объяснил Козма, - путь к Царству Небесному; помогавшие тебе - те, которые пользуются наставлениями твоими и будут поминать тебя". Святитель сказал со слезами: "Я и сам то же думаю: чувствую близость кончины". Во время болезни он часто причащался Святых Таин.

Святитель Тихон скончался, как и было ему возвещено, в воскресенье 13 августа 1783 года, на 59 году своей жизни. Прославление святителя совершилось также в воскресенье - 13 августа 1861 года.

Предлагаем  подборку высказываний святителя Тихона Задонского о духовной жизни.

«Веруй, знай и думай, что Бог с тобою невидимо есть везде. И что ни делаешь и мыслишь – все видит, и что ни говоришь – все слышит. Старайся всегда видеть Его верою пеед собою. А отсюда последует страх Божий, благоговение и почтение к Нему и осторожность в словах, делах и мыслях – как и перед отцом своим не смеешь ни говорить, ни делать ничего пустого. Горе тем, которые перед лицом Божиим бесчинствуют и величия Его не почитают».

«Вижу, что Ты как все премудро сотворил, так всем премудро управляешь. И от этого научаюсь во всем, в благополучии и неблагополучии моем, отдаваться на премудрый и дивный Твой Промысл. Все от Тебя посылается мне во благо и ради моего блаженства, как от источника всех благ. Возносишь ли меня – благо мне! Смиряешь ли меня – благо мне! Радуешь ли меня – благо мне! Опечалишь ли меня – благо мне! Слава Тебе, Боже, за все! Ибо все творишь, чтобы сделать меня блаженным».

«Ум, помраченный похотью мира, не может вместить просвещения Божиего».

«Помни: Бога без Бога познать не можем и чем кто более Бога познает, тем более смиряется, боится и любит Его».

«Человек может сам себя погубить и губит, но спасти сам себя не может. Мы сами можем зло творить и грешить, но добро творить без Бога не можем».

О терпении

«Возведи умные очи в небесные селения и осмотри там всех жителей – ни одного не найдешь, кто бы ни пришел туда путем терпения».

«Кто хочет быть участником вечного царствия с Иисусом, тот должен быть участником и страданий, и терпения Его».

«Христианская победа состоит не в отмщении, но в кротости и терпении».

О Царствии Небесном

«Жизнь наша в этом мире – не что иное, как непрестанное путешествие к будущему веку».

«Мы созданы не для временной жизни, но для вечной. Именно для нее мы позваны словом Божиим и обновлены святым крещением».

«Если хочешь, чтоб вечное спасение было твоим главным делом, будь посреди этого мира, как странник и пришлец».

«Обращайтесь умом и сердцем вашим к небу и вечности и не будете уловлены от диавола. Птица чем выше летает, тем бывает безопаснее, а когда вниз, на землю спустится, то легко может быть поймана или застрелена».

«Молитва не в том только состоит, чтобы стоять и кланяться телом пред Богом и написанные молитвы читать, – можно и без этого в любое время и в любом месте умом и духом молиться. Можешь на ходу, во время еды, лежа, в пути, за трапезой сидя, дело делая, при людях и в уединении к Богу ум и сердце обращать и так милости и помощи у Него просить. Бог везде и в любом месте есть, и всегда двери к Нему открыты и подход к Нему прост, не так как к человеку; и везде и всегда по Своему человеколюбию Он готов нас слушать и нам помогать».

«Молитвою утверждается и умножается вера, по подобию древа, которое чем более орошается, тем более растет. Божия бо благодать, как дождь тихий, снисходит на молящегося, и орошает сердце его, и плодоносным творит к творению добрых дел».

«Когда что худое в ближнем твоем увидишь или услышишь, то запечатлей уста твои молчаньем, а о нем воздохни ко Господу, да исправит его; и о себе молись, чтобы в такой же порок не впасть, потому что всякому падению подлежим как немощные».

«С какой надеждой будешь молиться Богу, когда сам не слушаешь молитвы подобных тебе людей? Как будешь просить с прочими в церкви: “Подай, Господи”, когда сам не подаешь нищим, а можешь подать? Какими устами скажешь: “Услыши мя, Господи”, когда сам не слышишь бедного, или, вернее, в бедном – Самого Христа, вопиющего к тебе? С каким упованием прострешь руки свои к Создателю своему, когда сам подобного себе, простирающего руки, отвращаешься?»

«Оставление молитвы есть доказательство потерянной веры. Молитва есть оружие христианское против врага диавола и прочих врагов. Тому, кто оставил оружие, следует оставить и брань и покориться врагу».

О Священном Писании и святых книгах

«Как тело каждый день укрепляется пищей, чтобы не ослабело и, ослабев, не погибло, так нужно каждый день укреплять душу духовной пищей слова Божиего, чтобы душа, истаяв от голода, не ослабела и не погибла».

«Книги святые читай всегда, и от них учись христианскому благочестивому житию, и не единого дня не пропусти без чтения, и молись Богу, чтобы дал тебе разуметь то, что читаешь. Враг побеждается чтением книг».

О памяти смертной

«Возлюбленный! непрестанно вспоминай, постоянно помни час смерти твоей. Страшен этот час не только для грешных, но и для святых. Святые проводили всю жизнь свою в размышлении о смерти… из сердца сокрушенного, из сердца болезнующего проливали они теплейшие и непрестанные молитвы к Богу о помиловании».

«Снисходи ныне умом в ад, чтобы потом не сойти туда душою и телом».

«Время жития нашего беспрестанно уходит. Прошедшего времени возвратить невозможно. Прошедшее и будущее не наше, но только то, которое теперь имеем. Кончина наша нам неизвестна. Следовательно, всегда, во всякий час мы должны быть готовы к исходу, если хотим блаженно умереть. Каким он <христианин> хочет быть при исходе, таким должен стараться быть и во всякое время жития своего, ибо не знает с утра – дождется ли вечера, и с вечера – дождется ли утра».

О любви к ближнему

«Если любишь Бога, то надобно любить и того, кого Бог любит, потому что когда мы любим кого, то любим и того, кого любимый нами любит».

О грехах

«Какие грехи видим в людях, те есть и в нас».

«Согрешить – дело человеческое, но упорствовать во грехе – дело диавольское»

«Ни к кому удобнее диавол не приступает, как к живущему в праздности и лености».

«Если помыслы будем отсекать, отсечем и грех. От помыслов и грех бывает, как от корня – дерево или как от семени – плод. Отсеки корень, и дерева не будет; подави семя, и плод не возрастет».

«Безопаснее не допускать врага (греха) в дом, нежели, допустив, с ним бороться».

«Как дерево чем больше, тем с большей трудностью исторгается из земли, так чем более усилится и утвердится греховный обычай, тем с большей трудностью от него освобождается человек».

«Никто так не бывает любезен диаволу, как пребывающий в пьянстве, потому что никто так не исполняет его воли, как пьяница».

«Блуд есть яд, умерщвляющий душу».

О скорбях, испытаниях, наказаниях

«Мы утешаемся и радуемся, когда лекарь исцеляет наше немощное тело, хотя бы горьким и жестоким лекарством; мы благодарим его и возмездие даем ему. Тем более нам следует радоваться и от сердца благодарить Бога, когда Он наши душевные немощи исцеляет скорбями и напастями».

«Бог не попускает нам искушение выше силы нашей. В хрустальный или стеклянный сосуд легко ударяет мастер, чтобы не разбился, а в серебряный и медный крепко бьет; так немощным легкое, а крепким тягчайшее попускается искушение».

«Бог, Который налагает крест, помогает нам и нести его».

«Крест и различные скорби – знамя христианское, под которым христиане воюют ради Царя Своего, на кресте распятого».

«Когда хорошо рассудишь, Кто есть Христос – что и ради чего и ради кого страшное мучение и бесчестие претерпел, получишь великое утешение во всякой скорби и всякую скорбь примешь с благодарением и радостью».

«Когда отец оставляет сына без наказания и попускает ему по своей воле жить, то видно, что он отринул его от себя: так, когда и Бог оставляет человека без наказания, то это есть знак отвержения его от Божией милости, и не иное что такому последует, как терпеть на себе вечный гнев Божий».

«Если рассудишь лучше, что есть вечность, и вообразишь в уме, как тяжко лишиться славы вечной и попасть в огонь гееннский, которого и демоны трепещут, изберешь всякое страдание и бедствие терпеть и будешь благодарить Бога за милостивое Его отеческое наказание».

Об истинной любви

«Такова истинная любовь – любить без всякой корысти и делать добро без надежды на воздаяние».

«Явный признак любви Божией есть сердечная радость о Боге. Ибо что любим, о том и радуемся. Так и Божия любовь не может быть без радости».

О смирении

«Путь смирения низок, но к высокому отечеству – небу – ведет. Если хочешь достигнуть сего отечества, этим путем иди».

«Истинно смиренный не может огорчиться и гневаться по причине укора, потому что считает себя достойным всякого уничижения».

О воспитании

«Многие родители, имея слепую любовь к детям, жалеют наказывать их за проступки, но после, когда дети вырастут и будут безнравственны, такие родители сами поймут свою погрешность в том, что не наказывали детей, пока они были малы. Христиане должны подражать Небесному Отцу и детей своих любить и наказывать. Не наказанные в юности в зрелости остаются, как кони необъезженные и дикие, ни к какому делу не пригодные. Поэтому, христианин, люби детей своих по-христиански и наказывай их, чтобы стали исправными и добрыми».

О богатстве

«Богатый – не хозяин богатства, данного ему от Бога, но приказчик и расходчик, который даровавшему Господу должен дать ответ в свое время».

«Лучше в нищете жить, нежели в богатстве неправедном».

О болезни

«Болезнь хотя мучает твою плоть, но дух спасает».

«Здравие тела отворяет человеку двери ко многим прихотям и грехам, но немощь тела затворяет».

О гонениях

«Нет благочестивой душе в мире сем истинного дома и отечества, но везде изгнание и ссылка».

«Пусть меня весь мир ненавидит, когда хочет, и делает мне, что хочет, только бы Бог один любил (меня) и в милости Своей содержал».

О совести

«Лучше от одной совести утешаться, хотя и весь свет порочит, нежели от совести обличаться, хотя и весь свет хвалит. Лучше терпеть биение тела, нежели биение совести, лучше всякие внешние беды принимать, нежели иметь эту одну внутреннюю беду».

«Нет злейшего мучителя, как злая совесть».

«В совести, грехами замаранной, и великие грехи едва усматриваются, так же как в закопченном зеркале ни лица, ни пороков своих не видит смотрящий в него».

О покаянии

«Познание себя и своей греховности – начало спасения, потому что познание своей бедности приводит к исканию способа, чтобы избавиться от беды».

«Одним тем непременно следует вечное осуждение с диаволом в аду, кто не хочет каяться и оставить грехи, а кающимся и отставшим от грехов двери милосердия Божиего открыты».

«Не от долгого времени покаяние зависит, но от усердия кающегося».

«Вся христианская жизнь есть не что иное, как постоянное до кончины жизни покаяние».

О Евхаристии

«Приготовление к причащению состоит не в одном вычитывании молитв, но в исправлении сердца».

О сердце человеческом

«Сердце, которое осквернено любовью к миру, не посещается Богом».

«Сердце – начало и корень всех деяний наших. Ибо что ни делаем, мысленно или делом, – сердцем делаем: или добро, или зло… Поэтому Бог требует от нас сердца нашего: “Сын Мой, отдай сердце твое Мне”».

«Сердце у человека – одно: когда оно ищет временного, тогда забывает о вечном; когда же обращается к вечному и углубляется в нем, тогда забывает о временном и нерадит о нем. Двояких попечений – о временном и вечном, – двоякой любви – к временному и вечному – в сердце быть не может. Непременно обладает им одно из двух: или временное, или вечное».

О семье

«Муж и жена должны считать основой любви своей добродетель, а не страсть, то есть когда муж в жене своей усмотрит какой-то порок, должен снисходительно ей внушить, и жена должна в том повиноваться своему мужу. Равно и жена, когда усмотрит какой порок в муже, должна его увещевать, и он обязан ее слушать».

Прочее

«Блаженство состоит не во многом стяжании, но в покое душевном; не в том, чтобы много иметь, но в том, чтобы тем довольствоваться, что имеем».

«Сан или честь для христианина – наложенное иго, которое нужно носить во славу имени Божиего и на пользу ближнего».

«Многие хотят знать, что делается в чужих странах, а что в своей душе находится, не ищут».

«Помни всегда вечность и ничего в мире не пожелаешь».

Дни памяти: 19 июля13 августа (Преставление, второе обретение мощей)

Тропарь святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца глас 8

От юности возлюбил еси Христа, блаженне,/ образ всем был еси словом, житием, любовию,/ духом, верою, чистотою и смирением,/ темже и вселился еси в Небесныя обители,/ идеже предстоя Престолу Пресвятыя Троицы,/ моли, святителю Тихоне,/ спастися душам нашим.

Ин тропарь святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца глас 4

Православия наставниче, благочестия учителю,/ покаяния проповедниче, Златоустаго ревнителю,/ пастырю предобрый,/ новый России светильниче и чудотворче,/ паству твою добре упасл еси/ и писаньми твоими вся ны наставил еси,/ темже венцем нетления/ украшен от Пастыреначальника,/ моли Его спастися душам нашим.

Кондак святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца глас 8

Апостолов преемниче,/ святителей украшение,/ Православный Церкве учителю,/ Владьще всех молися/ мир вселенней даровати/ и душам нашим велию милость.

Молитва святителю Тихону Задонскому

О великий святителю Христов и чудотворче Тихоне! Услыши нас, многогрешных, прибегающих к тебе с теплою верою и умиленною мольбою. Зане вемы ангелоподобное благое житие твое на земли, прославляем во всем твою милость, благоговеем пред высотою твоих христианских добродетелей, имиже во благовремении преуспевал еси к славе дивно прославившаго тя Господа. Ты воистинну был еси добрый пастырь словеснаго стада Христова, таин Божиих добльственный строитель, столпе и украшение Церкве Православный, рос­сийский Златоусте, языческих обычаев крепкий искоренителю, пре­искусный истолкователю евангельскаго учения, ревностный блюсти­телю священных отеческих преданий, любителю монашескаго без­молвия, богодухновенный собирателю сокровища духовныя мудрости от видимаго мира сего, премудро Богом сотвореннаго. Ты, яко избранный сосуд благодати, неленостно поучал еси всех жаждавших спасения словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою и смирением. Ты был еси милостивый защитник сирых, призрение вдовиц, убогих и всем сущим в бедах и напастех скорый утешитель, и ныне вемы, яко предстоиши пред лицем Господа славы и имееши велие к Нему дерзновение; сего ради к тебе, отче, прибегаем и усердно молим тя: буди о всех нас ходатай у Престола Всевышняго. Да простит Он беззакония и неправды наша; да просветит омраченный суетою ум наш и направит к истинному свету богопознания; да сохранит слабыя сердца наша от любострастных греховных увлече­ний и тлетворнаго мудрования века сего; да подаст земли благовременное орошение дождей и плодоношение и вся нам полезная, яже к животу временному и вечному, да вси притекающие к раце нетленных мощей твоих обретут мир, любовь и безмятежие. Церкви нашей испроси у Небеснаго Царя милость, благоденствие, спасение, на враги же победу и одоление. Отечество наше огради спокойствием и тишиною. Сохрани обитель твою святую от всяких соблазнов и научи всех нас благоговейно и богобоязненно шествовати по стезям заповедей Божиих, да сподобимся и мы купно с тобою и со всеми святыми стати одесную Господа сил в день страшнаго всемирнаго суда Его. Помяни, угодниче Христов, святителю отче Тихоне, во святых своих молитвах и души отшедших отец и братий наших, да упокоит их Господь в Небесных селениих; не презри и наше воздыхание, да выну прославляем Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Ина молитва святителю Тихону Задонскому

О всехвальный святителю и угодниче Христов, отче наш Тихоне! Ангельски пожив на земли, ты яко Ангел благий явился еси и в дивнем твоем прославлении. Веруем от всея души и помышления, яко ты благосердый наш помощниче и молитвенниче, твоими нелож­ными ходатайствы и благодатию, обильно дарованною тебе от Господа, присно способствуеши нашему спасению. Приими убо, ублажаемый угодниче Христов, и в час сей наша недостойная моления: свободи ны твоим заступлением от облегающаго нас суесловия и суемудрия, непра­­воверия и зловерия человеческаго. Потщися, скорый о нас пред­стателю, благоприятным твоим ходатайством умолити Господа, да пробавит Своя великия и богатыя милости на нас, грешных и недос­тойных рабех Своих, да уврачует Своею благодатию неисцельныя язвы и струпы растленных душ и телес наших, да растворит окаме­нелыя сердца наша слезами умиления и сокрушения о премногих согрешениих наших и да избавит ны вечных мук и огня геенскаго; всем же верным людем Своим да дарует в нынешнем веце мир и тишину, здравие и спасение и во всем благое поспешение, да тако тихое и безмолвное житие поживше во всяком благочестии и чистоте, сподобимся со Ангелы и со всеми святыми славити и воспевати всесвятое имя Отца, и Сына, и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

days.pravoslavie.ru/name/2116.html

Изречения святителя Тихона Задонского
подготовил послушник Никита Попов

pravoslavie.ru/93673.html