По благословению высокопреосвященнейшего Ростислава, митрополита Томского и Асиновского

Храм святой преподобномученицы великой княгини Елисаветы

при НИИ Кардиологии г.Томск

СВЯТЫЕ БЕССРЕБРЕНИКИ И ЧУДОТВОРЦЫ КОСМА И ДАМИАН АСИЙСКИЕ

СВЯТЫЕ БЕССРЕБРЕНИКИ И ЧУДОТВОРЦЫ КОСМА И ДАМИАН АСИЙСКИЕ

Память 1 / 14 ноября

Господь Иисус Христос заповедал Своим апостолам во свидетельство истинности их проповеди творить чудеса: «Больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте, даром получили, даром давайте» (Мф. 10, 8). Впоследствии многие угодники Господни, высотой помыслов и чистотой жития достигшие святости, также удостаивались от Всевышнего дара чудесного врачевания. Таковы были святые целители Косма и Дамиан, подвизавшиеся в III веке по Рождестве Христовом в малоазийском городе Феремане.

Святые бессеребренники Косма и Дамиан. Андрей Рублёв

Святые Косма и Дамиан были родными братьями по крови и духу. Отец их умер, когда они были еще маленькими детьми, – взращивала и воспитывала их мать, праведная Феодотия. Эта благочестивая женщина, вместе с прахом мужа похоронив саму мысль о земных удовольствиях, всецело посвятила себя воспитанию сыновей и молитве. Житие ее стало честным вдовством, по завету апостольскому, истинная вдовица и одинокая надеется на Бога и пребывает в молениях и молитвах день и ночь (1 Тим. 5, 5). Праведная Феодотия стала «монахиней в миру»: не удалялась в монастырь или пустыню, но оставалась нечувствительной к земным соблазнам и уже на земле жила, подобно ангелам Небесным, славя Всевышнего.

Воодушевляясь примером своей боголюбивой матери, Косма и Дамиан возрастали в благочестии, укреплялись молитвой и постом, поучались чтением Священного Писания и преданиями о подвигах святых угодников Божиих. 

Великая любовь к Богу рождает великую любовь к людям – чувства эти неразрывны. Святые Косма и Дамиан видели, сколько вокруг человеческого горя, и священная боль сострадания уязвляла их чистые души.

Подражая Христову милосердию, вдохновляясь памятью о явленных Сыном Божиим исцелениях, братья избрали для себя благородное поприще врачевания. Они усердно изучали свойства лекарственных растений, средства медицины того времени и вскоре вполне овладели этой наукой. Но при этом благочестивые целители помнили, что без Божия благословения никакое человеческое дело не может быть истинно полезным и прочным, а потому у постели больного горячо молились Всевышнему о его выздоровлении, прежде чем начинали применять какие-либо медицинские средства.

Молитва святых братьев, пылающая человеколюбием и состраданием, была угодна Всемогущему Господу, и от Него святые Косма и Дамиан удостоились не просто успехов во врачевании, а дара чудесных исцелений. Поначалу угодники Божии сами изумлялись, когда после их краткой молитвы над тем, кто страдал самым тяжким недугом, больной внезапно становился совершенно здоровым. Потом они поняли, что Бог освятил их труды.

Слава врачей-чудотворцев, исцеляющих всякую язву и немощь, становилась все громче и распространялась все дальше. Однако «смрад мирской славы» не затронул их чистых душ. Смиренные чудотворцы понимали, что им нечем гордиться, что дар исцелений – не их, а Божий, и когда по их молитве излечиваются страждущие, сами они являются лишь проводниками ниспосланной Свыше благодатной силы. Даром получили, даром давайте (Мф. 10, 8), – этот завет Христа, данный апостолам при совершении ими чудес, стал законом жития и для святых Космы и Дамиана. За исцеления они никогда не брали никакой платы, поэтому народ прозвал братьев-чудотворцев «безмездными», то есть безвозмездными, бессребрениками, то есть не берущими серебра и золота за свои труды. Доброта их простиралась настолько, что они своими молитвами излечивали не только людей, но даже домашних животных. (Так, однажды они исцелили взбесившегося верблюда; впоследствии это животное стало орудием Промысла Божия в прославлении святых братьев.)

Святые Косма и Дамиан дали обет целомудрия, не имели жен и детей. Братья повсюду были вместе, были едины в устремлении к Всевышнему, в подвигах молитвы и поста; братская любовь укрепляла их в трудах, была их радостью. Однако в этом падшем мире отношения даже между святыми людьми редко бывают совершенными. И союз святых братьев был разрушен тягостным, мучительным для них обоих недоразумением.

Некая женщина по имени Палладия многие годы страдала от тяжелой, приковавшей ее к постели болезни. Когда-то она была богата, но все свое состояние потратила на плату врачам, надеясь на их помощь. Среди пользовавших ее медиков были и шарлатаны, были и ученые доктора, действительно пытавшиеся ее вылечить, но в конце концов все они в один голос признали болезнь неизлечимой и заявили Палладии, что смерть ее неминуема и близка.

Уже смирившись с такой участью, умирающая услышала о деяниях святых Космы и Дамиана и попросила позвать их, сказав, что хоть перед смертью хочет посмотреть на врачей, которые не берут денег за свои услуги. Человеколюбивые братья, как обычно, поспешили на зов страждущей, – и как только они вошли в ее жилище, Палладия вдруг почувствовала, что стала здорова. Потрясенная чудом, женщина встала, поклонилась святым целителям и начала умолять их принять от нее хоть что-то во свидетельство безмерной ее благодарности. Но они лишь улыбнулись, попрощались и ушли.

Палладия чувствовала себя счастливой, словно заново родившейся: ушли сверлящая боль и мертвящая слабость, тело, как в юности, стало свежим и полным сил. Одно лишь мучило ее – ложное чувство вины, она ощущала себя неблагодарной в отношении к своим чудесным избавителям. Женщина рассуждала по-земному, она не понимала, что святые Косма и Дамиан своей любовью к ближним воплощают любовь к Всемилостивому Богу и что радость избавления людей от страданий – это лучшая и единственно нужная награда благодатным врачам.

Богатств у Палладии уже не было, но на последние гроши она купила три яйца и задумала любым способом понудить одного из своих исцелителей принять их.

Она тайком прокралась к святому Дамиану, протянула ему три яйца и сказала: «Умоляю, возьми ради Пресвятой Троицы». Услышав, что его заклинают именем Бога Живого, смиренный подвижник не посмел отказаться и взял малый дар, обернувшийся для него большой бедой.

Когда святой Косма узнал, что его брат принял какой-то подарок в награду за лечение, скорбь его была велика. Он решил, что брат предал заповедь Христа Спасителя о бескорыстном служении, начал торговать благодатью Божией. С того ужасного момента святой Косма не хотел слышать от брата никаких объяснений, не желал видеть его ни в этой жизни, ни в будущей, а в завещании своем запретил хоронить святого Дамиана поблизости от своей могилы. 

Святой Косма скончался, так и не примирившись с братом. Скорбны были для святого Дамиана и гнев его, и разлука с ним. Через некоторое время и святой Дамиан почил о Господе. Народ недоумевал: все одинаково почитали обоих чудесных исцелителей и хотя знали, что святой Косма запретил хоронить брата рядом с ним, но запрет этот казался неестественным и несправедливым. Недоумение разрешилось неслыханным чудом. Верблюд, которого святые братья некогда излечили от бешенства, внезапно заговорил человеческим голосом и прорек: «Не сомневайтесь, полагая рядом с Космой и Дамиана, ибо нет на последнем греха: принял он малый дар от женщины не ради корысти, но ради имени Божия». С радостью услышавшие это люди погребли рядом честные мощи святых чудотворцев, а впоследствии возвели над их усыпальницей храм Господень. А души святых братьев Космы и Дамиана встретились в Царстве Небесном для совершенной радости и нескончаемой любви.

Воздвигнутый в Феремане храм во имя святых Космы и Дамиана стал источником благодатных чудес и для местных жителей, и для стекающихся со всей Месопотамии паломников: каждый страждущий, с теплой надеждой и искренней верой поклонявшийся чудотворным мощам, как бы тяжка ни была его болезнь, обретал выздоровление.

Человеколюбивые угодники Божии Косма и Дамиан являлись скорыми помощниками людям в избавлении не только от болезней, но и от других бед, которыми грозит мирская злоба. Так свершили святые братья чудо, после которого верующие стали прибегать к их предстательству для защиты и хранения семей.

Жил в Феремане человек по имени Малх, который впал в нужду и решил отправиться на заработки в далекие края. Перед тем, как отправиться в путь, он привел жену свою к храму святых Космы и Дамиана и поручил ее их Небесному заступничеству, а прощаясь, сказал, что как только устроится на новом месте, пошлет за ней гонца с условным знаком, чтобы тот привел к нему жену. Разговор супругов подслушал, и знак, которому она должна была довериться, подсмотрел некий знакомый, давно испытывавший к этой женщине нечистую страсть. Как сказано в предании, в этого человека вселился диавол и внушил ему злодейский замысел. Через несколько дней пришел он в дом женщины, показал ей условный знак и заявил: «Муж твой послал меня, чтобы я отвел тебя к нему». Хотя знак был показан правильно, но что-то в поведении этого знакомого насторожило женщину, и она ответила: «Я поручена святым бессребреникам Косме и Дамиану, и если хочешь, чтобы я пошла с тобой к мужу, то пойдем со мною к храму сих святых, возьмись за край алтаря и поклянись, что не причинишь мне на пути никакого зла».

Нечестивец, одержимый похотью, не убоялся гнева Божия: перед алтарем храма он принес лживую клятву. Женщина поверила и пошла вместе с ним, думая, что идет к мужу. Злодей завел свою жертву в глухое безлюдное место и набросился на женщину, намереваясь надругаться над ней, а потом убить.

Видя себя в такой беде, она из глубины сердца воззвала: «Боже, по молитвам святых Твоих Космы и Дамиана, помоги мне и поспеши избавить от рук сего убийцы!» Тотчас неведомо откуда появились два грозных воина в сверкающих доспехах. Увидев их, злой человек бросился бежать, не разбирая дороги, сорвался в пропасть и сгинул в ней. Таинственные защитники проводили женщину обратно к ее жилищу. Кланяясь им, она говорила: «Благодарю вас, господа мои, что избавили меня от горькой погибели. Умоляю вас: скажите мне, кто вы, чтобы мне знать, кому воздавать благодарность до конца жизни моей». «Мы рабы Христовы Косма и Дамиан, которым поручил тебя твой муж перед отправлением в путь», – ответили они и стали невидимы. Женщина поведала всем о чудесном заступлении, явленном святыми братьями по молитвам ее и ее супруга. С тех пор святые Косма и Дамиан почитаются не только исцелителями болящих, но также покровителями христианского брака, честного супружества.

Некоторый юноша, от испуга лишившийся ума, приведен был в храм святых бессребреников с надеждою получить исцеление. Несколько дней и ночей провел он при церкви святых, не получив исцеления.

Чрез несколько времени пришел к нему отец его, благочестивый старец. Молитва родителя была услышана. Сын, доселе не узнававший отца, стал узнавать его. Наконец святые, невидимо возложив на него руки, совершенно исцелили его и, явившись отцу, повелели ему идти в свой дом, славя Бога.

Некоторый муж, страдавший болезнию в легких, сопровождавшейся кровохарканием, пришел к раке мощей святых бессребреников просить исцеления. Болезнь его была так опасна, что все считали его уже близким к смерти, а жена его даже готовила все нужное для погребения. Нужно заметить, что больной доселе не верил в чудодейственную силу святых и нередко изрыгал хулу на Бога.

Святые исцелили его от того и другого недуга. В ночном видении они возвестили, чтобы ищущий исцеления отселе никогда не говорил хульных слов и целый год воздерживался от употребления мяса. Больной с радостью принял то предложение и верно исполнил его. Тогда повелением святых кровь, шедшая гортанью, остановилась, легкие укрепились, и больной, возблагодарив чудных врачей, с радостию пошел в дом свой.

Пришла в церковь святых бессребреников некоторая жена немая и глухая. Страдая много лет этою тяжкою болезнию, она, кроме небесной, никакой не могла ожидать себе помощи. Долго, неотступно, со слезами молила она святых врачей исцелить ее от того и другого недуга. Наконец, молитва ее была услышана. Немая и глухая часто в уме своем повторяла Трисвятое. Чрез Трисвятое явили чудо и святые бессребреники.

Во время вечернего богослужения в храме их, когда, по обычаю, пето было Трисвятое, внезапно глухая услышала поющих и, доселе немая, с поющими начала петь Трисвятое. Пораженная необыкновен-ным чудом, она громогласно исповедала величие Божие, явленное чрез святых бессребреников.

Святые бессребреники совершали чудеса и в странах языческих. Случилось одному эллину, поклоннику Кастора и Поллукса (боги языческие), впасть в тяжкий, невыносимый недуг. Друзья его советовали ему идти в храм святых бессребреников Космы и Дамиана. Больной послушался. Здесь, видя множество недужных, множество исцелеваемых, он, наконец, и сам убедился в чудодейственной силе врачей и с верою начал просить их о помиловании.

Святые, явившись ему оба вместе, сказали: «Друг! Для чего ты пришел к нам? Для чего ты просишь нас! Да и не сам ты пришел к нам, а другими послан. Мы не Кастор и Поллукс, но рабы Христа —бессмертного Царя, именем Косма и Дамиан. Итак, если верою познаешь нашего Владыку, то получишь от Него исцеление».

Эллин, страдая нестерпимыми муками, познал Бога Истинного, непрестанно взывал к святым о помиловании и дал обет принять христианскую веру. Святые, провидя чистоту его веры, возложили на него руки и подали совершенное избавление. Исцелевший исполнил обет свой — принял святое крещение. Возвратившись в дом свой совершенно здоровым, он с великою радостью рассказывал всем о чудесах святых бессребреников, о ничтожестве Кастора и Поллукса, о превосходстве учения христианского. Многие из слушателей умилялись и, презрев свою веру, принимали христианство.

Некто — любитель народных зрелищ — страдал болезнью в груди. Ни в чем не находя себе облегчения, он, наконец, вынужден был идти в храм святых бессребреников. Святые врачи, видя его усердие, умилосердились над больным.

В следующую же ночь они явились ему и повелели выпить одну чашу смолы (пекла). Больной не исполнил их повеления. Святые явились ему во второй раз и к одной чаше прибавили другую. Когда же он и этого не исполнил, явились ему в третий раз и велели ему выпить три чаши.

Несмотря на болезнь, которая увеличивалась в нем с каждым днем, он никак не хотел исполнить повеления святых. Наконец, они снова явились ему во сне и с веселыми лицами сказали: «Друг, что так вопиешь к нам? Если тебе неприятно для своего здравия выпить три чаши смолы, то вылей их в один сосуд и, дождавшись глубокого вечера, иди с ним в гору, на место зрелищ, и там зарой его так, чтобы никто тебя не видел. Если это сделаешь, то получишь исцеление».

Больной с радостью исполнил все, как было приказано. Но все, что он делал, видел один запоздалый на том месте человек. Объясняя его странный поступок чародейством, он, заметив место, пошел и привел с собою многих других людей. Те, удостоверившись в истине показания, взяли и представили мнимого волхва на суд. Стали допрашивать. Он рассказал всю правду — ему не верили.

Наконец, решили тем, что если действительно таково было повеление святых бессребреников, то в виду всех он должен выпить эти три чаши и получить исцеление. Больной с радостью принял сосуд, который казался ему неприятным, в виду всех выпил его, и тотчас же силою святых бессребреников получил исцеление; с радостью пошел он в храм их и, воздав благодарение, всем рассказывал, как святые бессребреники и от болезни его исцелили, и послушанию научили, и от народных зрелищ отучили.

Все эти чудеса совершены святыми бессребрениками во Асии, и большею частью в их храме, при святых мощах. Конечно, там же составлялось и описание их. На славянский язык оно переведено с греческого, что доказывают многие слова, оставленные в славянском тексте без перевода. Нет сомнений, что благодать чудотворений святых бессребреников проявлялась и в нашем Отечестве. Недаром предки наши так много воздвигли святых храмов во имя их.

В нашем Отечестве святые бессребреники Косма и Дамиан (Асийские) преимущественно считаются покровителями детей. К ним прибегают с молитвою при начале учения грамоте, чтобы они укрепили еще слабые детские силы и содействовали их правильному развитию.

Конечно, такое убеждение в нашем народе составилось недаром. Основанием для него могли послужить, отчасти, самое житие их, отчасти, и церковная им служба: во-первых, в житии их есть сказание о том, как они были отведены своею матерью в научение грамоте. Этот случай из их жизни изображается и на иконах, во вторых, в церковной службе они прославляются как мудрые врачи тайноучимые живописным словесам, всякого разума и мудрости исполненным, которые всем знание подают.

В четьях—минеях митрополита Макария есть поучение на память святых бессребреников Космы и Дамиана (1 ноября), в котором из дневного Евангелия избрана тема: «Каковому должно быть учителю». В развитии ее есть такие выражения: «Святые учители тело врачевали чудесами, душу поучением. Они прихождаху к ним чудес ради, они же поучения ради. Ничто же ино так подобает учителю, яко же смирение и нестяжание имения». Все это так близко подходит к святым бессребреникам. Конечно, в древние времена это поучение читалось в храме. Народ его слышал и начал приходить к святым бессребреникам не только «чудес ради, но и поучения ради».

Тропарь святых бессребреников глас 8

Святии безсребреницы и чудотворцы, Космо и Дамиане,/ посетите немощи наша:// туне приясте, туне дадите нам.

pravoslavie.ru/49753.html

days.pravoslavie.ru/Life/life6686.htm