По благословению высокопреосвященнейшего Ростислава, митрополита Томского и Асиновского

Храм святой преподобномученицы великой княгини Елисаветы

при НИИ Кардиологии г.Томск

Главная  †   Проповеди  †   Проповедь на праздник Рождества протоиерея Святослава Зулина

Проповедь на праздник Рождества протоиерея Святослава Зулина

Проповедь на праздник Рождества протоиерея Святослава Зулина

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

С Рождеством Христовым!

    Сегодня Святая Православная Церковь, а вместе с ней каждая душа верующего человека отмечает великий Праздник – Рождество Христово, светлый и радостный день сошествия в мир Спасителя – Господа Иисуса Христа.

      В царствование императора Августа вышло повеление сделать всенародную перепись по всей Римской империи, к которой тогда относилась и Иудея. У евреев был обычай, вести народные переписи по коленам, племенам и родам, а всякое колено и род имели свои определенные города. Поэтому Преблагословенная Дева Мария и Праведный Иосиф, обручник ее, отправились в Вифлеем, город Давидов, так как происходили из рода Давидова.

      Придя в Вифлеем, они не нашли уже ни одного свободного места в домах и гостиницах, и вынуждены были остановиться за городом. Они разместились в вертепе – пещере, куда пастухи загоняли свой скот в ненастную погоду. И вот здесь-то, в этой самой известняковой пещере, среди сена и соломы, разбросанных для корма и подстилки скота, среди чужих людей, в тихую зимнюю ночь, в обстановке, лишенной не только земного величия, но даже и обыкновенного удобства – родился Бог,  Спаситель Мира.

«Таинство страшное вижу и преславное» - с удивлением и трепетом выпевает это событие Святая Церковь, - «Небо – вертеп, Престол Херувимский – Деву, ясли – вместилище, в них же возлеже невместимый Христос Бог. Безболезненно родившая Богомладенца, Пресвятая Дева, Сама, без посторонней помощи спеленала Его и положила в ясли, куда обычно клали корм для ягнят.

   Но среди полночной тишины, когда всё человечество было объято глубоким сном, весть о Рождестве Христовом услышали пастухи, Они стерегли стада овец в поле, когда пред ними предстал Ангел Божий и небесный свет осиял их. Пастухи было испугались, но Ангел сказал им: «Не бойтесь! Я возвещаю вам радость великую, которая будет для всех людей! Ныне родился вам во граде Давидовом Спаситель мира, который есть Христос Господь». И внезапно взору пастырей явилось многочисленное Воинство Небесное: Серафимы, Херувимы, Архангелы, Ангелы! Они славили Бога и воспевали чудным гласом: «Слава в Вышних Богу, и на земле мир, в человецех – благоволение!» И смиренные, малограмотные, бедные пастушки пошли, куда указал им Ангел Божий и первыми удостоились увидеть Богомладенца и поклониться Ему.

   Потом, Рождество Христово чудною звездою было возвещено и волхвам-звездочетам. И в лице этих восточных мудрецов, как бы весь языческий мир пришел и так же преклонил свои колена перед Святым Младенцем.

       В прочитанном сегодня праздничном Евангельском повествовании говорится, что войдя к Богомладенцу, волхвы поклонились Ему и открыв сокровища свои, преподнесли Ему дары: золото, ладан и смирну. Золото, как Царю веков, Царству которого не будет конца; ладан, воскуряемый в храме, как Богу всех существ живущих; и смирну, благовонную смолу, которою помазывали тела умерших при погребении, как Безсмертному Человеку, надлежащему пострадать за грехи всех людей и силою Божества Воскреснуть из мертвых.

   Тем самым мудрецы показали всему миру, что родившийся Младенец есть  одновременно и Бог и Царь и Человек.

Он, вечный и милосердный Владыко всего Творения, воплотился здесь на земле единственно для того, чтобы исполнить величайшее обетование Божие «о семени жены», которое должно «стереть главу змия», диавола-искусителя и освободить человечество от рабства греха, проклятия и смерти, открыть прямой путь в Небесное Отечество. Это обетование получили наши прародители Адам и Ева ещё по грехопадении своем. И с тех пор из поколения в поколение, из века в век человечество жило этой надеждой вновь обрести утраченный рай. Все ветхозаветные праведники, цари и пророки ожидали Мессию, Спасителя мира. И дождались!

    Но смотрите, не в славе, не в богатстве и великолепии земном, а в нищете, убожестве и уничижении является в мир Создатель и Владыка неба и земли. Вдумайтесь, не в роскошных царских палатах и на мягкой перине возлежал Господь Вседержитель, но где-то в убогой и бедной пещерке, в ясельках на соломе. Этим Он показывает нам величие смирения, кротости и простоты; показывает нам пагубность гордости, тщеславия и сребролюбия.

    Первыми удостаиваются слышать благовестие ангелов о Рождении Христа и первыми поклоняются ему не богатые и знатные вельможи, но простые, смиренные и бедные вифлеемские пастухи. А уже после них умудренные восточные волхвы. Почему? Да потому, что простое бесхитростное сердце быстрее всего отзывается на зов Божий и скорее всего находит к Нему дорогу. Но, заметьте, сегодня мы предстоим, выпеваем и молимся не столько Христу – мужу, сколько Христу – младенцу, Христу-ребенку. Издревле, в христианском мире этот день есть день детства, праздник для малышей и ребятишек, которые продолжают слышать то, что взрослые уже не слышат, которые видят и чувствуют то, что во взрослом человеке уже завалено, затоплено, заглушено толстым слоем его взрослости, его прагматизма, щепетильности и недоверия. Ведь взрослые люди, даже когда они разговаривают на религиозные темы, хотят и ждут от религии объяснений, анализа. Но дети, они доверчивы, просты и незатейливы; своим чистым сердцем они более всего склонны к добру, любви и святости. Это и есть те самые простые и добрые пастушки, которых Господь принимает в первую очередь.

     Поэтому самое драгоценное откровение Рождественской тайны сегодняшнего дня – это то, чтобы мы. заглянув в глубь себя нашли, увидели и почувствовали в себе того же самого ребенка, который где-то в глубине души подспудно живёт и дышит в каждом взрослом человеке. Ведь, в сущности, каждый взрослый человек – это взрослый ребенок со своими слабостями и капризами, простотой, добротой и жалостливостью. И когда Господь Иисус Христос сказал в Евангелии: «Будьте, как дети», то Он заповедовал нам, прежде всего, раскрывать в себе и не заглушать, свойственную детям, способность восхищаться, радоваться, доверять, любить и верить всем своим существом. И наконец, всерьез принимать то, к чему уже не способен закостенелый взрослый: к мечте, к счастью в малом, к тому небесному и возвышенному, что поднимает нас над нашим будничным опытом, заботами и циничным недоверием, к той глубокой тайне мироздания и всего в нём, что открывается святым и детям.

И потому только прорвавшись к ребенку, подспудно живущему в нас, радостная тайна пришествия к нам Бога в образе человека – может стать и нашим достоянием. Ибо дети лучше всего понимают друг друга и легче всего находят общий язык. Ребенок не имеет ни власти, ни силы, но именно в безвластии своём оказывается он царём, именно в бессилии и беззащитности – его удивительная сила. Божественный ребенок той далекой Вифлеемской пещеры не хочет, чтобы мы его боялись, Он входит в нашу жизнь не устрашением, не доказательствами своей силы и власти, но только Любовью! Как ребенок, Он сегодня отдаётся нам, с доверчивостью тянет к нам Свои ручёнки, и, как ребенка, мы должны его только полюбить, и, в свою очередь, отдать себя Ему!

У яслей Спасителя мы видели два рода людей: самых простых – пастухов, и самых образованных – волхвов. Это значит, что Господу приятна и простота безкнижная, когда она соединена с чистотою сердца и добротой души, и мудрость человеческая, когда она во Славу Божию и на пользу  ближним. Во всех званиях и состояниях человек может быть угоден Богу, если будет благоугождать Ему словом, делом и помышлением своим.

   Сердечно поздравляю вас, Братья и Сестры, с Рождеством Христовым! И дай нам Бог  вместить в наши убогие души и сердца Богомладенца Христа, как уже 2018 лет тому назад Его вместили те бедные Вифлеемские ясли. Пусть в нашу жизнь войдет и родится Господь, родится Любовь, родится Мир. Святой Ефрем Сирин в своей беседе на праздник Рождества Христова торжественно восклицает так: «Ныне воссиял день милости, да не преследует же никто своего ближнего мщением за нанесенную им обиду; настал день радости, да не будет никто виною печали и скорби для другого. Это день безоблачный и ясный. Так пусть же наши убогие души возродит освящающая благодать родившегося в мир Христа!»

Аминь.

 

прот. Святослав Зулин

  

 

12.01.2018