По благословению высокопреосвященнейшего Ростислава, митрополита Томского и Асиновского

Храм святой преподобномученицы великой княгини Елисаветы

при НИИ Кардиологии г.Томск

Предтеча ( из книги избранных проповедей прав. Иоанна Кронштадтского - Солнце Правды).

Предтеча ( из книги избранных проповедей прав. Иоанна Кронштадтского - Солнце Правды).

Для приготовления людей к принятию славного Царя неба и земли, Творца веков, единородного, собезначального Отцу и Духу Святому Сына Божия, послан был великий провозвестник и пророк Предтеча Господень и Креститель Иоанн, человек жизни в высшей степени строгой, праведной и святой. Ему повелено было от Бога в пустыне, в которой он жил, идти на берега Иордана и там проповедовать стекавшемуся народу крещение покаяния во оставление грехов. Об этом великом Предтече и ангеле во плоти было предсказано пророком Малахией, которого мы вспоминали позавчера: «вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою»[1]. И вот «явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне; и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои»[2].

Крестились от Иоанна люди грешные, подобные нам, но для чего, спросите вы, крестился от Иоанна безгрешный, святейший Господь? Для того, братья мои, чтобы освятить для нас воды крещением Своим и чтобы установить и узаконить для нас Таинство св. Крещения, через которое все мы очищаемся от скверны греха и возрождаемся в новую духовную, благодатную жизнь; освящаемся и делаемся чадами Божьими, народом святым, царственным священством, наследниками Божьими и сонаследниками Христовыми. Видите, скольких и каких велихих даров делаемся мы участниками через Крещение! Помните это и дорожите, крепко дорожите тем, что вы — народ крещённый, народ Божий и Христов, и ведите себя достойно высокого звания христианского, живя в добродетели и удаляясь всякого греха. Итак, вот для чего крестился безгрешный Христос Иисус от Иоанна, вотъ какой и сколь великий дар дарован нам всем от Бога в Крещении и как мы должны им дорожить и сколь быть его достойными!

Иоанн Креститель проповедовал приходившему народу крещение покаяния для прощения грехов, и народ исповедовал ему грехи свои. Отсюда, братья, ведёт начало и наша покаянная исповедь. Иоанну от Бога повелено было принимать исповедь грешников. Священникам также от Господа Иисуса Христа дана власть исповедовать и разрешать кающихся грешников, или связывать. Св. Евангелист Лука повествует, что Иоанн Предтеча строго, сильно, обличительно и резко говорил приходившему креститься от него народу: «порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойный плод покаяния; и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам»; ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму; уже и секира (т. е. смертная секира) при корне дерев лежит (под корнем дерева разумеется жизнь человека): всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь»[3]. Отчего так строго и резко, хотя и с великой любовью, обличал Иоанн Предтеча народ и понуждал его к покаянию? Во-первых, потому что он сам был величайший праведник, крепко любил Бога и правду Божью и ненавидел неправду, ревнуя о правде; и, во-вторых, потому что народ по своему глубокому нравственному растлению, по своей крайней неправде и беззаконию, имел нужду в строгом и резком слове, как заражённые антоновым огнём требуют прижигания и резания или сечения. Здесь нужно заметить ещё и то, что Иоанн был прозорливец и видел глубину сердец приходивших к нему людей, всю отвратительную неправду и лукавство их, а потому и не мог иначе говорить с неправедниками, но только строго, чтобы устрашить их и страхом исправить; потому он не дорожил и происхождением их от Авраама, говоря, что всесильный Бог может и из камней воздвигнуть чад Аврааму; и приводит им на память смертную секиру, готовую подсечь дни жизни, как подсекаются бесплодные деревья. Теперь я задаю себе и подобным мне вопрос: мы, проповедники покаяния, отчего слабы и до крайности снисходительны к грешникам кающимся, почти до потворства всяким грехам? Оттого, что сами грешники и не возлюбили всем сердцем правды, и не возненавидели неправды, и не имеем божественной ревности к правде. Мы скоро возлагаем руку на голову грешников с благодатью разрешения и прощения и часто приобщаемся к чужим грехам, вопреки наставлению апостольскому: «рук ни на кого не возлагай поспешно»[4].

Братья мои, вы сами будьте строги к себе, к своим слабостям и грехам; строже, точнее исследуйте себя и требуйте от себя строгой исповеди, чтобы скорее исправиться и чтобы не быть нам, за слабость исповеди, осуждёнными Богом, как нерадивые о покаянии. Как же подействовала на народ проповедь высокого проповедника Иоанна Крестителя? Она подействовала весьма спасительно: народ очнулся, пробудился от греховного усыпления и спросил его: что же нам делать? Иоанн указал ему на дела любви и милосердия, которые служат лучшим плодом покаяния: «у кого две одежды, — говорит он, — тот дай неимущему; и у кого есть пища, делай то же»[5]. Мытарям, лихоимцам и воинам, тоже требовавшим его указания на дела покаяния, он отвечал — первымъ: «ничего не требуйте более определенного вам», а вторым: «никого не обижайте, не клевещите и довольствуйтесь своим жалованьем»[6].

Таким образом, Иоанн от всех тробовал плодов покаяния и, называя истинно кающихся «пшеницей Божьей», а нераскаянных – «соломой» или «мякиной» на всемирном гумне Божьем, последним угрожал огнём неугасающим, а о первых говорил, что их Господь соберёт в вечную житницу Свою после всемирного страшного суда Своего, который он называет уподобительно «веяньем на лопате хлеба в гумне». Так приготовлял Иоанн народ к принятию всемирного Избавителя Иисуса Христа. Для нас Иисус Христос уже давно пришёл, и мы только ежегодно вспоминаем Его дивное, спасительное явление и чудные, спасительные события из жизни Его. Но братья, от нас, вкусивших неизреченных благ Христовых, крещённых во св. купели и сделавшихся чадами Божьими, тем более требуются плоды покаяния, плоды любви и милосердия друг к другу. Дух благодати Христовой есть взаимная любовь: «Сие заповедую вам, да любите друг друга»[7]. Аминь.

[1] Мал.3:1

[2] Мк.1:2, 4-5;

[3] Мф.3:7-10

[4] 1Тим.5:22

[5] Лк.3:11

[6] Лк.3:13-14

[7] Ин.15:17

Солнце Правды — прав. Иоанн Кронштадтский

azbyka.ru/propovedi/solnce-pravdy-prav-ioann-kronshtadtskij.shtml#n6

07.07.2018