По благословению высокопреосвященнейшего Ростислава, митрополита Томского и Асиновского

Храм святой преподобномученицы великой княгини Елисаветы

при НИИ Кардиологии г.Томск

Главная  †   Проповеди  †   Проповедь на праздник Крещения Господа Иисуса Христа (Богоявление)

Проповедь на праздник Крещения Господа Иисуса Христа (Богоявление)

Проповедь на праздник Крещения Господа Иисуса Христа (Богоявление)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

    Сегодня, дорогие братья и сестры, мы с вами отмечаем великий двунадесятый праздник – Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, День Святого Богоявления.

    Когда Иисусу Христу исполнилось 30 лет, Он пришел на реку Иордан креститься. В то время, Иоанн Предтеча проповедывал на берегах Иорданских, говоря: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Божие, идет за мною сильнейший меня, я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым».

    Святой Предтеча и Креститель Господень Иоанн, величайший из пророков Божиих, испрошенный молитвами родительскими, предвозвещенный свыше Архангелом Гавриилом, был исполнен Всесвятого Духа. В дикой пустыне приготовлял он себя к великому служению Божьему:  строгой жизнью, постом, молитвой и состраданием к судьбам народным. В возрасте 30 лет Святой Иоанн вышел на проповедь покаяния. Он явился на берег Иордана, чтобы своей проповедью приготовить народ к принятию Спасителя мира. Ещё пророк Малахия за четыре столетия предсказал: «Вот, я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою». А пророк Исаия писал: «глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу».

    Иоанн Креститель носил самую грубую одежду из верблюжьего волоса и питался акридами (дикими травами) и диким медом. Обходя окрестные города  и селения, он везде объявлял о том, что приблизилось Царство Небесное, что оно близко, но войти в него могут только люди с добрым сердцем и чистой совестью. «Покайтесь, - говорил он - спешите очиститься от грехов и тогда сможете увидеть, понять и принять грядущего Христа».

    Никакое слово не могло так глубоко тронуть души людские, так обратить на себя внимание, как слово о приближении Царства Божия. В то время евреи находились под властью и угнетением Римских завоевателей, поэтому голос нового пророка Божия раздался как клич к освобождению. Народ заволновался и толпами пошел за Иоанном на Иордан исповедовать грехи свои и, в знак очищения от них покаянием, омываться в водах Иорданских, т.е. Креститься.

    Но одного покаяния и крещения недостаточно для спасения. Предтеча Иоанн говорил, что надо не возвращаться к прежним порокам, стараться больше не грешить, надо сотворить достойный плод покаяния. А это значит то, что надо любовью к Богу и людям и добрыми делами доказать чистосердечность своего раскаяния и твердую решимость начать новую, лучшую, богоугодную жизнь! Не наружным благочестием, не словами, а добрыми делами нужно заслуживать себе Царство Небесное! «Поймите, - говорил Иоанн Креститель, - что дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь, как ни на что более не годное! Спешите же раскаяться и начать новую жизнь пока ещё не поздно, ибо уже и секира при корне дерев лежит! И лопата Господня в руке Его. Он отвеет ею чистое зерно пшеницы от семян сорных трав и соломы; как чистое зерно пшеницы собирают в житницу, а сорные семена и солому сжигают, так и Господь отделит праведных от нечестивых; праведных введет в Царство Свое Небесное, а нечестивых осудит на вечную муку! Он хотя и идет за мною, говорил Иоанн Креститель, но он сильнее меня; Он настолько выше меня, что я не достоин быть Его даже последним слугою и развязать ремень обуви Его. Я не имею власти прощать грехи, и потому я крещу вас в воде, лишь в знак вашего покаяния, но Он, Идущий за мною, будет крестить вас Духом Святым и огнём. Мое крещение – только доказательство того, что крестящийся приготовился встретить Грядущего за мною; оно не дает прощения грехов, но Он, Идущий за мною, имеет власть прощать грехи. Он отпустит грехи тем, которые примут Его и покаются; крещением Своим Он освятит их силою Духа Святого и тем очистит их, как бы огнем, от всех прошлых грехов их».

    Эта проповедь Иоанна Крестителя произвела на народ потрясающее впечатление! Множество народу шло ко Иоанну исповедывать грехи свои и креститься. Но только один Христос, как безгрешный, придя, сразу же потребовал крещения. Иоанн, показывая собравшемуся народу, что Иисус Христос не нуждается ни в покаянии, ни в крещении, свидетельствует: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» На что Господь отвечает: «Оставь теперь, отложи свои человеческие соображения и делай то, что тебе положено, как и Я буду делать то, что Мне должно. Теперь пришло время Моего служения и унижения, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду!». Правда – это праведность, а праведность – это исполнение воли Божией. А воля Божия такова, чтобы все крестились. Как Христос обрезался, хранил субботы, соблюдал заповеди Божии и иудейские праздники, так Он и повиновался посланному Богом Крестившему пророку. Этим Господь показывает нам образец смирения и законопослушания. Ибо повиновение Богу и составляет правду, ведь Христос был не только Бог, но и Человек. И как Человек, Он примером Своим показал нам, как надо относиться к Божиим повелениям.

    И когда крестившись, Иисус выходил из воды, сказано в сегодняшнем Евангельском повествовании, тотчас открылись небеса и Дух Святой, как голубь, сошел на Него, и голос Божий раздался с небес: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение.» Таким образом произошло Святое Богоявление и открылась тайна Святой Троицы: Бог Отец говорил с неба о Сыне, Бог Сын крестился от Иоанна, и Бог Дух Святой сошел на Сына в виде голубя.

    Дух Святой – есть дух кротости, поэтому он сошел в виде голубя, символизируя образ естества Богочеловека Христа, как чистого, незлобивого, смиренного и Истинного. Сойдя на Христа, Он как бы перстом указал на Того Самого, всеми ожидаемого и проповеданного Спасителя мира.

    Это явление Святой Троицы обличает и разрушает заблуждение сектантов и других лжеучителей, отвергающих и не признающих Троичность Божества. Явление Святой Троицы совершилось перед взором всего народа, бывшего тогда на реке Иордане, совершилось ради народа и для народа, чтобы все поняли необходимость крещения для каждого человека, если крещается даже Тот, кто Сам, по свидетельству Иоанна Предтечи, будет крестить людей... И как при крещении Господнем освятилось и обновилось все водное естество, так же и в христианском крещении освящается и обновляется все естество человеческое благодатию нисходящего Духа Божия и благоволением Отца Небесного. При крещении христианском душа человеческая радуется. Перед ней отверзаются небесные врата и она уже имеет возможность воспарить к Божиему Престолу и наследовать жизнь вечную. Крещение – есть духовное рождение человека, поэтому если у кого-либо из вас, братья и сестры, есть некрещеный родственник или близкий человек, то обязательно приводите его в Церковь на крещение. Это необходимо для здоровой и полноценной жизни, как его лично, так и всего нашего общества. А крещёным людям для укрепления духа и веры Святой, Православной необходимо уже регулярно молиться, ходить в храм Божий и почаще исповедоваться, ибо исповедь – это есть вторая слезная купель очищения и исцеления, обновления и просвещения.

    И вот праздник Крещения Господня именуется также днем Просвещения, потому что Бог есть свет и явился именно с этого дня просветить и спасти души людские, ожидавшие Его пришествия, ибо до этого дня Христос не был известен народу.

    Сегодня по всем церквям нашей православной Руси совершается великое освящение воды. Сам Господь освящает естество вод и производит явное знамение: эта вода в существе своем не портится с течением времени, а почерпнутая ныне, она целый год, а часто два и три года, остается неповрежденной и свежей, и после долгого времени не уступает водам, только что почерпнутым из источников. Ее можно разбавлять и употреблять по потребностям, желательно пить ее каждое утро натощак, понемногу, как лекарство. Можно умываться ею, окроплять жилище по вечерам. Помните, что это святыня и относиться к ней надо с подобающим почтением и благоговением.

    С великим праздником и великой радостью поздравляю вас, братья и сестры. И давайте не будем горько сетовать на самих себя, на окружающих нас людей, не будем предаваться унынию и печали, ведь сегодня небо отверсто над нами. Ныне над всеми молящимися в храме веет Дух Святой, освящающий Богоявленские воды. А в душах и сердцах наших слышится голос «благоволения» к нам, грешным, Отца Небесного. Внемлем же этому просвещению Божию и возрадуемся!

Аминь.

 

Протоиерей  Святослав Зулин

 

19.01.2018