По благословению высокопреосвященнейшего Ростислава, митрополита Томского и Асиновского

Храм святой преподобномученицы великой княгини Елисаветы

при НИИ Кардиологии г.Томск

О благодарности Богу

О благодарности Богу

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя имя святое Его. Благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех воздаяний Его.

Дорогие братия и сестры, в сегодняшнем литургийном Евангелии повествуется об исцелении десяти прокаженных Господом нашим Иисусом Христом. По закону Моисееву прокаженным запрещалось жить в селениях и даже приближаться к людям. Поэтому они жили вне селений и городов. И вот десять этих несчастных людей, увидев Господа, приближавшегося к селению,остановились вдали и начали кричать: «Иисус Наставник! помилуй нас». Господь сказал им:«Пойдите, покажитесь священникам». Это означало: «Идите, вы здоровы, исполните то, что предписано в законе», потому что являться к священникам и приносить жертву по закону могли только исцелившиеся и совершенно очистившиеся от проказы. Прокаженные поверили Господу и пошли. На пути они действительно исцелились и тела их совершенно очистились от проказы. Все они получили одинаковую милость от Господа, но излить свою благодарность возвратился к Нему только один самарянин — язычник. Он прославил Бога, как только мог: припал к ногам Спасителя, излил пред Ним свое сердце в словах благодарения и хвалы и не вставал с земли до тех пор, пока Сам Господь повелел ему встать. Вот назидательный для нас пример благодарности Богу! Не такими были девять других исцеленных иудеев. Они как будто забыли о своем Исцелителе и после исцеления не возвратились возблагодарить Его. «Не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу?» — спросил о них Господь, скорбя об их неблагодарности. Этим вопросом Господь как бы подчеркнул, что благодарность есть такое чувство, о котором не нужно бы и напоминать человеку, которое должно возбуждаться само собой в сердце облагодетельствованного. Благодарности учит и сама природа. Даже бессловесные животные, дикие звери чувствуют благодеяния и выражают, как могут, свою благодарность к благодеющему им человеку. «Вол знает хозяина своего и осел ясли господина своего, — говорит Господь через пророка Исайю, — а люди Мои не познали Меня». Неблагодарность человека к Богу — это наглядное свидетельство развращенности сердца его. Действительно, люди, утратившие чувство благодарности к Богу, оказываются грубее животных.

Лев, которого преподобный Герасим встретил в пустыне и избавил от болезненного страдания, вынув из его раны занозу, ощутил к своему благодетелю такую привязанность, что покорно служил ему, как самое послушное домашнее животное, на протяжении всей жизни его. А после смерти преподобного Герасима лев от печали о нем умер на его могиле. Подобное мы видим в житии преподобного Саввы Освященного.

Но, к великому прискорбию, встречаются среди нас, христиан, те, которые поступают даже хуже животных по отношению к Богу. Достаточно продолжительного благоденствия, здоровья, успехов и ничем не смущаемой беззаботности, чтобы привести нас к забвению того, что все эти блага нам дарованы Богом. Мы поступаем таким образом, как будто бы Бог обязан наделять нас тем, чем наделяет. Но сама привычка к Его многочисленным благодеяниям снижает в глазах большинства людей неизмеримо великую стоимость их. Когда мы лишаемся всего этого хотя бы на короткое время, только тогда мы понимаем и ценим все милости ежедневно и, даже более того, ежеминутно заботящегося о нас божественного промысла.

Неблагодарность и перед людьми есть самый грубый и нетерпимый порок, а неблагодарность перед Богом — это уже тяжкое противоестественное преступление.

Господь Бог — Творец и Создатель наш: от Него получили мы самое бытие и жизнь нашу. Он сотворил тело наше и вдохнул в нас бессмертную душу. Он даровал нам разум, который отличает и возвышает нас над всеми творениями, волю, которая делает нас самовластными и повелительными, сердце, способное наслаждаться дарами благости Божией, находить счастье, радость и блаженство жизни. Господь есть Промыслитель наш. Он повелевает сиять над нами солнцу, которое освещает и согревает, увеселяет и оживотворяет нас. Он благоволит нам, с небес подавая дождь и время плодоносное, исполняя веселием сердца наши. Его божественная и присносущная сила поддерживает, продлевает и хранит нашу жизнь среди всего враждебного нам в мире.

Каждое мгновение нашей жизни есть дар Его бесконечной благости. Но этого мало! Преступлением заповеди Божией мы сделались не только не благодарными Богу, но и врагами Ему, и за это подвергли себя вечному осуждению и проклятию. Что же? Оставил ли нас Господь Бог наш в этой бездне погибели? Нет, любвеобильный Отец Небесный так возлюбил… мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.

Единородный Сын Божий так возлюбил нас, что воспринял на Себя грехи всего человечества, воплотился и вочеловечился для спасения нашего. Себе умалил, зрак раба приим… смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя, претерпел ради нас уничижения, оплевания, заушения, биения, крестные страдания и позорную смерть со злодеями, пролил за нас кровь Свою. Своим воскресением Он воскресил и нас. Создал на земле Свою Святую Церковь, в которой Духом Святым через святые таинства оживляет нас, умерщвленных грехами, прощает нам грехи, освящает нас, оскверненных и нечистых. Так возлюбил нас Господь Бог наш, что после временной нашей жизни обещал нам вечную жизнь с Собою, уготовал нам вечное Царство и нескончаемое блаженство в небесных обителях Своих. Сколько раз мы оскорбляли любовь Божию грехами нашими, преогорчевали милосердие Божие неправдами нашими, прогневляли правду Его беззакониями нашими! Но Он не только не погубил нас, но помиловал и пощадил, не лишил нас даров благости Своей, долготерпеливо ожидая обращения нашего и покаяния. После этого, если мы не будем чувствовать этой бесконечной благости и милосердия, так и останемся неблагодарными перед этой неисповедимой любовью и долготерпением, вменим ни во что пролиянную за нас святейшую кровь Сына Божия, оставим в небрежении бесценную благодать Духа Божия, то и окажемся достойны ничего другого, как конечного отвержения от лица Божия, вечного осуждения и погибели! «Чем значительнее благодеяния, полученные людьми, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — тем строже будет суд над неблагодарными».

«Кто имеет хотя искру человеческого чувства, — пишет святитель Амвросий Медиоланский, — тот не должен ли стыдиться заканчивать день без хвалебной благодарственной молитвы, когда он увидит, что даже малейшая птичка воспевает хвалебную песнь Богу, прежде чем сомкнет свою голову под крылья для покоя?»

Случилось, что раз преподобный Савва Освященный, собирая в пустыне коренья, которыми он питался, увидел четырех разбойников, изнемогающих от голода. Он высыпал перед ними собранные коренья и накормил их. С тех пор благодарные разбойники стали приносить ему хлеба и плодов. Растроганный их благодарностью, Савва со слезами говорил себе: «О горе душе моей! Эти люди за одно благодеяние так щедро платят мне. Мы же, получая ежедневно от Бога столько благодеяний, ничем не благодарим Его, а в лености и нерадении проводим дни, не исполняя Его заповедей».

Так должен размышлять, дорогие братия и сестры, каждый из нас и стараться пробудить в себе благодарные чувства к Богу. Не долг и обязанность, не закон и повеление, а все существо наше, вся жизнь наша, все наше счастье в настоящем и будущем требуют, чтобы мы не оставались бесчувственными к благодеяниям Божиим, не были неблагодарными перед Его благостию и милосердием, не оскорбляли Его правды и святости.

Чем же воздадим Господу за все Его благодеяния? За бесконечную любовь к нам Божию не иным чем можем воздать Ему, как искренней, всецелой, вседушевной любовью к Нему и людям.Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим… и ближнего твоего, как самого себя. Будем исполнять это и унаследуем вечную жизнь. Аминь.»

Илия (Рейзмир), архимандрит

azbyka.ru/propovedi/propovedi-arximandrita-ilii-rejzmira.shtml#n59

23.12.2018