По благословению высокопреосвященнейшего Ростислава, митрополита Томского и Асиновского

Храм святой преподобномученицы великой княгини Елисаветы

при НИИ Кардиологии г.Томск

В пятую Неделю Великого поста на пассии

В пятую Неделю Великого поста на пассии

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Вижу Тебя ныне, возлюбленное Мое Чадо и любимое, на кресте висящего, и горько уязвляюсь сердцем — но дай мне слово, Благий, рабе Твоей!

Ныне Я лишилась Сына Моего и Господа, Моей надежды, радости и веселия! Но дай Мне слово, Рабе Твоей!

В страшном и необычном рождестве Твоем Я была возвеличена больше всех Матерей… Но, увы Мне, видя Тебя теперь на кресте, Я сгораю сердцем. Так взывала Матерь Божия на Голгофе у распятого Сына Своего и Господа!

Дорогие братия и сестры! Многим из нас приходилось видеть детей у смертного одра матери. Печально смотреть, как плачущий сын или дочь ловят каждый взгляд, каждый вздох умирающей. В такой момент кажется, что с последним ударом сердца матери перестанет биться и сердце ее сына или дочери.

Что же переживает мать, когда ей приходится видеть смерть своего сына? Она надеялась, что он — единственная ее надежда и опора в старости — любящей рукой закроет в свое время глаза ее. А здесь она должна сделать это сыну! Мать старается своим прикосновением согреть холодное от дуновения смерти лицо сына, хочет узнать его последнее желание, хочет облегчить его предсмертные минуты.

Ныне мы видим Богоматерь у креста. Не видно было Пресвятой Девы ни при славном преображении Сына на Фаворе, ни при торжественном входе Его в Иерусалим, ни при других чудных событиях земной жизни Спасителя, когда дивились учению и делам Его; но теперь Она стала как бы на страже у креста Его. Со всей поразительной силой Она чувствует теперь в душе Своей оружие, предсказанное праведным старцем Симеоном. Люди отняли у Нее Сына и повели на Голгофу. Она видела Его распятие. Она видит Его умирающим, как разбойника, — того Сына, подобных Которому нет в мире. Рада была бы Она по-матерински прикоснуться к Его святейшему телу, но оно висит на кресте. Она издали видит Его муки, израненное тело, главу, увенчанную терновым венцом. Она страдала так, как никто никогда не страдал, кроме Самого Распятого. Она распинается с Ним. Единственную Мою надежду, и жизнь, и свет очей Моих имела Я в Тебе, Сын Мой и Бог Мой, ныне же Я лишилась Тебя, сладкое Мое Чадо и любимое.

Слыхано ли, чтоб матери невозможно было поцеловать умирающего сына? Разбойник перед казнью имеет право проститься с родными, а Божией Матери и того не позволили. Кто знает, может быть, злые распинатели и ударили Ее, препятствуя приблизиться ко кресту Сына. Все Ей запрещено. Осталось только слово, над которым уже не имеют власти злые люди. И того прощального слова ожидала скорбная Мать с самого начала. Слышала Она, как Сын Ее прощался с врагами, как молился о них к Отцу Небесному. И Она в сердце Своем повторяла: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают».Слышала, как Сын прощался с разбойником, и сердце Ее сжималось от боли. Каково Ей было слышать, что разбойник уже сегодня будет вместе с ее Сыном, а Она уже не будет видеть Его. Ждала Преблагословенная Своей очереди. Она знала, что сподобилась быть Матерью Сына Божия, Который пришел спасти грешников. Она знала, что они и их грехи отнимают у Нее Сына, а потому уступает им первенство, поступаясь материнским правом, которое требует, чтобы сын в первую очередь помнил о родителях.

Все, что нужно было сделать ради спасения грешников, Спаситель совершил: разодрал рукописание грехов наших, из-за которых по вине Адама мы попали во власть диавола; пригвоздил нашу вину на кресте и омыл ее Своею кровью, ставшей купелью нашего возрождения. И теперь Спаситель обращается со креста к Той, Которая вместе с Ним страдала и распиналась. Святой Иоанн Богослов благовествует о том, с какой нежной любовью божественный Сын, умирая на кресте, заботился о Своей безутешной Матери, которая не вынесла бы этой великой скорби, если бы не поддерживала Ее та десница, которая была простерта над Нею. Теперь и для любящего ученика было ясно, как горька чаша, которую он обещал пить со своим Учителем, когда просил себе место по правую Его сторону. Евангелисты не говорят, что Матерь Господа и Его друзья рыдали, подобно женам иерусалимским. Их рыдание сделало бы еще более горестными последние минуты Спасителя, нежно ими любимого. Самая печаль их была выше слез: кто может плакать, тот еще не проникся всей силой скорби, на какую способно сердце человеческое. И для Иисуса Христа видеть Матерь возле креста было еще одним мучением. Доселе Он был Ее надеждой и утешением; теперь Она оставалась Матерью уже не Того Иисуса, Которого все любили и уважали, Которого страшился сам синедрион, а Иисуса, всеми оставленного, поруганного, окончившего жизнь на Голгофе вместе со злодеями. Видя страдание Своей Матери, Спаситель сказал Ей голосом бесконечной любви: «Жено! се, сын Твой». Взгляд на Иоанна объяснил эти слова: «Он заменит Меня». Потом, указуя взором на Матерь, сказал Иоанну: «Се, Матерь твоя/ Люби Ее, береги Ее, как свою мать!» И ученик выполнил волю умирающего Учителя и Друга и с сего самого часа принял Богоматерь в дом свой. В Пресвятой Деве Иоанн увидел свою вторую мать; в Иоанне Приснодева увидела сына, который служил Ей до самой Ее кончины. «Девственному ученику, — говорит блаженный Иероним, — поручает девственный Господь девственную Матерь Свою». Какая замена! Вместо Иисуса — Иоанн, вместо Господа и Владыки — слуга, вместо Учителя — ученик, вместо Сына Божия — сын Зеведея. «О Пречистая, — говорит Спаситель, — Ты навсегда останешься Моей Матерью, а Я — Твоим Сыном. Чести этой никто не отнимет у Тебя. Ты Одна — Избранница от всех людей. Я только хочу, чтобы, кроме Меня, у Тебя были и другие дети; в лице Иоанна отдаю Тебе всех людей, все станут Твоими сынами, а Ты — их Матерью. В болезни рождаются дети, и Ты, Пречистая, в болезнова-нии Твоем у креста становишься Матерью всех христиан».

Став по повелению Сына Матерью всех христиан, Пресвятая Дева стала и посредницей нашей, получила от Бога власть и возможность раздавать Своим детям милость Божию. Чего не сделает мать ради сына, когда он обращается к ней с просьбой? Чего не сделает для нас Царица Небесная, если мы будем сокрушенно просить Ее? Может ли сын отказать в просьбе своей матери? Может ли отказать Спаситель Своей Матери, если Она будет просить милости для тех, ради которых Он страдал?

Страшными были Ее муки у креста. Как у Христа кровавый пот выступил не тогда, когда Он терпел физические муки, а когда испытывал душевные борения в Гефсиманском саду, так и у Нее боль души превосходила физическую муку.

Главной причиной мучений Спасителя в Гефсиманском саду было свойственное божеству знание, что далеко не все люди примут дело Его искупительного подвига, что многие, подобно Иуде, предадут Его; так и Пречистой самую тяжкую боль причиняло знание того, что для многих людей жертва Ее Сына, и Ее жертва не принесет пользы, что они легко откажутся от Нее, как от Матери, и поработятся диаволу, силу которого победил Ее распятый Сын. Послушание Богу и воля умирающего Сына победили. Победив боль сердца, Она полюбила тех, Матерью которых стала. Ее божественный Сын даровал ей особенную благодать помогать страждущим, утешать скорбящих, исцелять болящих и спасать всех людей. Сколько раз было так, что мы заслуживали справедливого наказания. И каждый раз на помощь нам приходила Богоматерь: «Сын Мой, спаси и сохрани погибающее дитя Мое, дай время для исправления, дай ему прийти в себя». Как же Она хочет, чтобы все те, кого дал Ей Господь на Голгофе, ради которых Он страдал, не погибли.

Приступим, братия и сестры, к Ней с твердой верой, надеждой и усердной молитвой. Прежде всего попросим со слезами у Распятого, чтобы о каждом из нас Он сказал Своей Матери: «Жено! се, сын Твой», а каждому из нас: «Се, Матерь твоя!»

Чего же хочет от нас наша Мать? Чтобы мы не ранили, не печалили, не оскорбляли своими грехами Сына Ее и Господа нашего. Нашей жизнью и делами покажем, что мы достойны быть братьями Распятого и сынами Его Матери. Одному неверному человеку, проходившему около образа Божией Матери и сказавшему: «Покажи, что Ты Матерь моя», Она ответила: «Неблагодарный, покажи сначала, что ты Мой сын, и Я подам тебе Свою милость». Станем же сначала Ее детьми, и Она, несомненно, станет нашей Матерью. Аминь.

Илия (Рейзмир), архимандрит

azbyka.ru/propovedi/propovedi-arximandrita-ilii-rejzmira.shtml#n45

14.04.2019