По благословению высокопреосвященнейшего Ростислава, митрополита Томского и Асиновского

Храм святой преподобномученицы великой княгини Елисаветы

при НИИ Кардиологии г.Томск

В седьмую Неделю по Пасхе, святых отцов первого Вселенского Собора

В седьмую Неделю по Пасхе, святых отцов первого Вселенского Собора

Истинная вера

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа.

Жизнь вечная! Кому из нас, дорогие братия и сестры, не близки эти два слова, кого они не заставляют задуматься о том, что ожидает человека за гробом, задуматься о том вечном нашем жилище, где всегда пребывает Господь наш Спаситель и все святые Его. Господь сотворил человека бессмертным для этой вечной радостной жизни. И когда человек согрешил, уклонился от Бога, Господь не оставил его, но сошел на землю, вочеловечился, пострадал и Своей крестной смертью искупил нас от проклятья, диавола и вечной смерти. Христос воскрес, вознесся на небо и открыл нам двери рая, Царство Небесное, которое уготовал от сложения мира для всех любящих Его. Спаситель мира — Вечная Истина — ждет, стучится в сердце каждого человека и зовет нас всех идти за Ним к этому нашему вечному горнему Небесному Отечеству, к правде, к этой Вечной Истине.

 «Что есть истина?» — спрашивал Пилат у Самой Вечной Истины. И Христос Господь отвечает всем людям, кто ищет истины и правды: «Я семь путь и истина и жизнь». И святой апостол Петр от лица всех апостолов и всех верующих во Христа исповедует ту Истину, Которую ожидали все ветхозаветные пророки и праведники.

«Ты — Христос, Сын Бога Живаго». «Ты имеешь глаголы вечной жизни». Эта истина направляет все к одному концу, объединяет все небесное и земное и является конечным пунктом всех человеческих устремлений. Вся вселенная, мировой ход истории, многие исторические места Палестины до настоящего времени свидетельствуют о чудесном пришествии божественной Истины, Спасителя в мир, о совершенном Им искуплении человечества. Истина учения Христова по своему существу едина и неделима. Хранительницей ее является единая, святая, соборная и апостольская Православная Церковь, созданная Самим Христом Спасителем. Но являлись люди, которые под влиянием своей греховной жизни, под влиянием диавола выступали против истины или воспринимали эту истину по-разному. И даже те, которые поклонялись единому истинному Богу, иногда разделялись в вопросах догматических, вероучительных или дисциплинарных на множество различных обществ или религиозных объединений, называющих себя истинной церковью. Однако истина, как известно, неделима. Она не может быть одновременно в нескольких различных вероисповеданиях. Святой апостол сказал: «Един Господь, едина вера, едино крещение, един Бог и Отец, всех». Христос создал одну Свою Православную Церковь, а не много. Это та Церковь, которая сохранила в святости и чистоте полноту Христова учения и благодать, ниспосланную людям в день сошествия Святого Духа на апостолов. Только в нашей Православной Церкви сохранено и будет сохранено до скончания века в святости апостольское иерархическо-священническое преемство, святые таинства, богослужение, обряды так, как установил Господь, святые апостолы и утвердил Дух Святой на семи Вселенских соборах.

Сегодня Святая Церковь наша совершает память Первого Вселенского собора и 8 святых отцов и исповедников этого собора, которые явились непобедимыми поборниками благочестия и православной веры. Собор осудил Ария, его последователей и все его злочестивое учение. Арий выступал не только против самой Церкви, но и против ее Главы, Спасителя нашего Иисуса Христа, не признавал Его Божества и равенства Богу Отцу. Отцы, благодатью Святого Духа осудив еретиков и их богохульство, составили православный Символ веры для всех последователей Христовых на все времена до скончания века. В лице Ария Первый Вселенский собор осудил еретиков и отступников от Святой Церкви Православной на все времена. Ибо и в последующие эпохи были, да и сейчас есть, много еретиков, которые удалились от единой Церкви Христовой, отвергли все ее учение, отвергли крест Христов, почитание Божией Матери и святых, отвергли священство, таинства, богослужение, отвергли постановления всех семи Вселенских соборов и, таким образом, отказались от вечного спасения и от Самого Христа. Они оставили себе только Библию, читая которую, извращают ее спасительное учение и истинный смысл, и которая будет свидетельствовать против них, в их осуждение, на Страшном Суде. К таким еретикам относятся баптисты, субботники, пятидесятники, лютеране, протестанты, штундисты, евангелисты и многие другие сектанты.

Перед Своими страданиями Иисус Христос последнюю беседу с апостолами заключил особенной молитвой о новосозидаемой Церкви Своей. Всем верующим в Него Спаситель просил от Отца Своего Небесного единения в вере и любви между собой, восходящего до единения с Самим Богом. «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино». Единение верующих Иисус Христос ставил необходимым условием спасения. Помолясь об апостолах, Христос продолжал Свою молитву так: «Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их». Не о том только заботится Господь, чтобы верующие пребывали в вере, но и в особенности о том, чтобы Его последователи были все едино; так что если кто думает иметь веру, но не держится великого и святого единства всех верующих, то есть удалился он от Православной Церкви и на него не действует спасительная молитва Христова, следовательно, он находится вне спасения, ибо «спасутся только те, — говорит святитель Филарет, митрополит Московский, — за которых принес молитву Свою Ходатай Бога и человеков — Христос».

Только в истинном соединении с Церковью, главой которой является Христос и которую Он основал для спасения людей, — только в единомыслии с ней, в полном послушании ее заповедям и уставам возможно вечное спасение. «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие», — говорит Христос. А духовное рождение возможно только в Православной Церкви, через ее спасительные таинства. «Если же…[кто] и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь».

«Кто не между членами Христовыми, — говорит блаженный Августин, — тот не может спастись… Можно держать и читать Евангелие, можно иметь веру во имя Отца и Сына и Святого Духа и проповедовать ее, но нигде, кроме Православной Церкви, нельзя найти спасения». «Следует твердо держаться той Церкви, — говорит блаженный Иероним, — которая, будучи основана апостолами, продолжает свое существование до настоящего дня. Услыша где-нибудь о таких, которые считают себя христианами, приняли имя не от Господа Иисуса Христа, а от кого-либо другого, как например от еретиков-маркионитов, валентиниан [это были еретики того времени, а сейчас: баптисты, штундисты, протестанты и прочие], знай, что то не Церковь Христова, а сборище антихриста». Наконец, священномученик Киприан, епископ Карфагенский, свидетельствует, что «люди, не хранящие союза и общения с Церковью, хотя бы предали себя смерти за исповедание имени Христова, грех их не омоется и самою кровью, неизгладимая и тяжкая вина разделения не очищается даже страданиями… Оставляющий Церковь, имеющую царствовать, не может сподобиться Царствия». А в другом месте он говорит: «Кому Церковь не Мать, тому Бог не Отец».

Однажды к преподобному Кириаку пришел инок Феофан, который придерживался несторианской ереси. Узнав об этом, преподобный Кириак убеждал и молил его оставить свои заблуждения и обратиться к святой, соборной и апостольской Церкви. «Един путь к нашему спасению, — говорил преподобный, — есть тот, чтобы мыслить и веровать так, как мыслили и веровали святые отцы». Феофан отвечал: «Все ереси тоже говорят, что, если с ними не будешь иметь общения, не спасешься. Что же мне делать? Мой разум так слаб, что не может постигнуть истины и различить ее от заблуждения. Помолись обо мне Богу, чтобы Он каким-либо откровением свыше вразумил меня». Преподобный Кириак возрадовался о готовности брата принять вразумление и наказал ему оставаться у него три дня: «Я надеюсь на Бога, что Его благость откроет истину» — и начал молиться за брата. На другой день около девятого часа Господь открыл этому еретику страшное и темное место ада и показал ему в огне осужденных Вселенскими соборами ересеначальников Нестория, Ария, Евтихия, Диоскора и других еретиков. «Вот обиталище тех, которые нечестиво удаляются от Святой Церкви, и тех, кто им последует… Итак, — сказал Господь Феофану, — если не хочешь подвергнуться подобному же наказанию, обратись к святой, соборной и апостольской Церкви, к которой принадлежит преподобный Кириак. Я говорю тебе, что, если человек сотворит все добродетели, но не будет православно веровать, придет в это место мучения». После этого явившийся вестник божественной воли стал невидимым и несторианин, познав свое заблуждение, покаялся и присоединился к Православной Церкви.

Итак, дорогие братия и сестры, будучи чадами единой истинной Церкви Христовой — Православной Церкви, будем верны ей до самой смерти и сочтем своим христианским долгом молиться о том, чтобы все люди в «разум истины пришли» и благодаря тому стали наследниками Царствия Небесного. В чем да поможет нам Своими всесильными молитвами Споручница грешных — Пресвятая Богородица. Аминь.

Илия (Рейзмир), архимандрит

azbyka.ru/propovedi/propovedi-arximandrita-ilii-rejzmira.shtml#n59

09.06.2019