По благословению высокопреосвященнейшего Ростислава, митрополита Томского и Асиновского

Храм святой преподобномученицы великой княгини Елисаветы

при НИИ Кардиологии г.Томск

Главная  †  Храм святителя Николая Чудотворца - христианская святыня в Демре (Турция).

Храм святителя Николая Чудотворца - христианская святыня в Демре (Турция).

Храм святителя Николая Чудотворца - христианская святыня в Демре (Турция).

Многие россияне, приезжая на отдых в Турцию, имеют возможность посетить с экскурсией храм святителя Николая Чудотворца, вернее то, что от него осталось. В настоящее время данный храм не является действующей церковью, в нём расположен музей. 

Среди множества экскурсий, я выбрала эту поездку, так как хотелось побывать на месте служения и погребения этого святого.  Раньше, когда я читала в житиях святого (см. раздел «Жития святых» на нашем сайте) о том, что его мощи были тайно вывезены итальянскими купцами в Бари, было непонимание этого поступка. До тех пор, пока не побывала в Демре...

Немного истории. Древний город Мира находится совсем рядом с небольшим современным городом Демре, расположенном в провинции Анталии. По историческим данным Мира входила в Ликийский союз и являлась одним из крупных городов Ликии. Город имел стратегическое значение, и в III-II веках до н.э., получил право чеканить свои монеты. В римский период Мира стала столицей римской провинции. Св. апостол Павел при направлении в Рим в 60 году нашей эры остановился в этом городе и заменил судно. В четвертом и пятом веках Мира становится важным религиозным и административным центром под контролем Византии, но после вторжения арабов в седьмом веке нашей эры, город потерял свою значимость, а позже сильно пострадал от наводнений реки Мирос. Но непреходящую славу города составляет именно образ Святого Николая Чудотворца, нелегкий земной путь которого пролегал по этим местам. 

По данным Википедии, Церковь Святого Николая в нижних Мирах — церковь святителя Николая Чудотворца, расположена в Демре (Турция), в древности известном как Мира (Миры). В IV веке епископом города был святитель Николай; здесь же он был захоронен в мраморном саркофаге. Церковь была построена в IV веке, сразу после смерти святителя Николая Чудотворца. Она была уничтожена землетрясением, и на её месте возвели базилику, разрушенную в VII веке арабами. Современное здание (крестообразная базилика) построено около VIII века.

В дальнейшем, церковь была затоплена водами и грязями реки Мирос. Затопление илом реки Мирос произошло вследствие того, что на данной территории произошло несколько сильнейших землетрясений, в результате чего русло реки Мирос повернуло вспять. Церковь была полностью покрыта грязью и илом, виднелась лишь небольшая часть колокольни. Обнаружена церковь Святого Николая была случайно.

Почитание св. Николая  выражалось в паломничестве туда, где находилась его кафедра, совершались чудеса и имели место его кончина и погребение — в Миры Ликийские. Начало этому положил паломник-писатель А.Н. Муравьев, побывавший в Малой Азии в 1850 г. и обнаруживший полное запустение памятного места. Муравьев начал широкую компанию в России «для восстановления падшей обители». Однако это проект оказался тупиковым: сооружению подворья в Мирах всячески противодействовали турки. В 1888 г. капитал, названный «мирликийским», был передан Императорскому Православному Палестинскому обществу (ИППО), взявшему опеку над русским паломничеством в зарубежные страны. 

После трагической гибели в 1904 г. председателя ИППО великого князя Сергея Александровича наблюдение за строительством Свято-Николаевского подворья взяла на себя его преемница, она же его вдова, св. великая княгиня Елисавета Феодоровна.

Окончательный поворот в сторону Италии произошел в 1910 г., когда посол при Оттоманской Порте Н.В. Чарыков сообщил в ИППО о «безнадежности в мирликийском вопросе» и предложил преобразовать его в «барградский». По мысли Чарыкова, русская церковь в Италии «громко свидетельствовала бы о высоком благочестии Русской Православной Церкви перед лицом католического мира». Идею посла горячо одобрила св. Елисавета Феодоровна, и собранный к тому времени «мирликийский» капитал (246 562 руб.) переименовали в «барградский».

Во дворе храма возвышается скульптура Святителя Николая с Евангелием в руке.

Центральный зал, отделяется от двух малых залов, проемами в виде арок.

В алтарной части, вдоль стен, к алтарю спускаются высеченные из камня скамьи.

В главном зале есть коридор с колоннами. Коридор устроен так, что даже шепот хорошо слышен со всех сторон. Поэтому древние священнослужители во время молитвы без труда общались между собой.

Через сводчатые ворота можно пройти в другие помещения, построенные в византийский период для разных целей. Пол церкви выложен орнаментом из различных видов камня. По словам историков, некоторые из этих мозаик, остались от храма Артемиды, на месте которого впоследствии была построена церковь. Вполне возможно, что на них ступала нога Святителя Николая во время совершения богослужения в храме.

Стены церкви были украшены величественными фресками. 

Очень тягостное впечатление оставило то, что на многих фресках отсутствуют глаза у святых. Как пояснил гид, когда храм захватывали арабы, они первым делом "ослепляли"  святых, думая, что таким образом лишают их Божественной силы.

Очень необычно для христианского храма увидеть на стенах карточные масти. Как объяснил гид, это известная христианская символика, которая позже стала использоваться в картах: черви символизирует сердце Христа, бубны — его рану, пики – копье, которым нанесли рану, а трефы символизируют распятие. Есть другая православная интерпретация карточных мастей:  карточная масть  «крести»  есть святотатственный образ Креста Господня. Карточная масть «вини», или иначе, «пики», бесчестит  евангельскую пику, копье святого мученика Лонгина Сотника: «Один из воинов копьем пронзил Ему ребра» (Ин. 19, 34). Карточная масть «черви» сквернит Евангельскую губу на трости: «Один из них взял губку, напоил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить» (Мф. 27, 48). Карточная масть «бубны» чернит Евангельские кованые четырехгранные гвозди, которыми были прибиты руки и ноги Спасителя к Крестному Древу. Апостол Фома, сказавший, «если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20, 25) и, «поверил, потому что увидел» (Ин, 20, 29). Вот почему играть в карты в христианстве считается большим грехом, ведь тем самым мы глумимся над историей распятия Христа.

Святой Николай после своей смерти был похоронен в ликийском мраморном саркофаге в этой церкви. В мае 1087 г., когда Миру заняли арабы-сельджуки, итальянские купцы тайно вывезли мощи Николая Чудотворца в итальянский город Бари, где они и находятся по сей день.  Турция неоднократно заявляла о своих исторических правах на мощи Свт. Николая, но Ватикан не принимает их в расчет. Однако, как считается, некоторая часть мощей (фрагменты челюстей и черепа) хранится в Музее археологии в Анталье.

Саркофаг, в котором изначально находились мощи святителя Николая, изготовлен из белого мрамора, украшен различными рельефами и орнаментом с растительным узором. Сейчас саркофаг закрыт стеклом.

Мало кто знает, но прообразом всем известного Санта Клауса является не кто иной, как Николай Чудотворец. Тайно под покровом темноты, чтобы его никто не узнал, Святитель Николай под Рождество оставлял подарки беднякам. А однажды, по преданию, забрался на крышу одного из домов и скинул мешочек с золотом прямо в дымоход. Мешочек попал в один из чулков молодой девушки, которые она сушила у камина. Отсюда пошла западная традиция оставлять подарки под рождество в чулках. Кстати турки и по ныне называют церковь Святого Николая «Баба Ноэль Килизе» — Церковь Деда Мороза. А недалеко от церкви стоит памятник Николаю Чудотворцу в образе Санта Клауса.

ru.wikipedia.org/wiki/Церковь_Святого_Николая_(Демре)

http://yavashgid.ru/turciya/cerkov-svyatogo-nikolaya-chudotvorca-demre-turciya.html

hram-predtecha.ru/publikacii/article.../o--koschunstvennoy-simvolike-igralnyh-kart.