Храм святой преподобномученицы великой княгини Елисаветы

при НИИ Кардиологии г.Томск

Кипр православный: Небольшие монастыри и храмы.

Монастырь святой Фёклы. 

Немногим из паломников известно о том, что на Кипре, по сей день чудесным образом сохраняются мощи первомученицы Феклы, ученицы апостола Павла, пострадавшей в I веке и очень почитавшейся в древней Церкви. Частица этих мощей хранится в женском монастыре святой Феклы, расположенном в живописной горной долине посреди оливковых и смоковничных деревьев на окраине села Мосфилоти, неподалеку от города Ларнака.

Первое письменное свидетельство о монастыре относится к 1780 году. Содержится оно в Описании Владений Архиепископии Кипра, где перечислены все священные предметы, принадлежащие обители. С конца XVIII века упоминания о монастыре в исторических источниках — в «Истории Кипра» архимандрита Киприана и других, становятся регулярными. Из них следует, что в конце XVIII века монастырь был мужским, имел небольшое число насельников, располагал земельными угодьями. К этому времени относится строительство однонефной базилики и келейных монастырских корпусов.

По преданию, монастырь первомученицы Феклы был основан святой Еленой в IV веке, когда она, возвращаясь из Иерусалима в Константинополь, посетила остров Кипр. Во время ее моления на месте нынешней обители из-под земли забил целебный источник, оросивший царицу и ее свиту. Над ним, гласит легенда, святая Елена воздвигла храм, который посвятила первомученице Фекле. На фото - один из источников в монастыре, где можно набрать воды.

В 1806 году испанский путешественник Али Беи (1767-1818) видел в обители одного монаха и нескольких трудников, которые обрабатывали земельные наделы монастыря. Два других путешественника англичане Хенри Лайт и Вильям Тернер посетили обитель несколькими годами позже, в 1814 и 1815 году. В своих заметках они пишут о невероятной нищете, поразившей все сельское население острова в годы турецкого владычества (1571-1878). Оба они сообщают о том, что встретили лишь одного священника, «абсолютно невежественного во всем за исключением литургии, которую, впрочем, он не умел прочесть, но заучил наизусть». Во второй половине XIX - начале XX веков монастырские здания были переданы школе, в которой училось около пятидесяти детей из окрестных деревень.

Монашеская жизнь возобновилась в обители в 1956 году, когда с разрешения архиепископа Макария III (1913-1977) сюда пришли из своего уничтоженного монастыря после убийства фанатично настроенными турками трех иноков 1 января 1964 года кипрские старостильники. Однако уже в 1979 году они оставили обитель. 9 ноября 1991 года в Мосфилоти поселились две родные сестры монахини Константия и Евлогия, одна из монастыря святого Георгия Аламану, другая — из женского монастыря на Синае. Так началось возрождение обители.

Небольшой монастырский храм украшен резным иконостасом и иконами.

Главная храмовая икона - святой Феклы, расположенная справа от иконостаса, датируется XVIII веком.

Святая Фекла происходила «из рода знатного и славного» и жила в малоазийском городе Икония. В восемнадцать лет, когда она уже была обручена юноше Фамиру, в Иконию пришел с евангельской проповедью апостол Павел и учил о Христе. На добрую почву пало семя слова Божия. Действием Святого Духа оно глубоко укоренилось в сердце Феклы, которая, не раздумывая, оставила все земное и обратила свой взор к Небесному Жениху Христу. Фамир, лишившись невесты, перед местным правителем обличил Павла в волховании и чародействе. Апостол был заточен в темницу. Узнав об этом, Фекла подкупила стражника и пробралась к узнику, который, видя ее преуспеяние в вере, назвал ее своей «первой духовной дочерью». Вскоре родственники схватили Феклу и приговорили ее на смерть: девицу пытались сжечь на костре, но огонь окружил ее пламенем, не касаясь тела, а затем потух от сильнейшего ливня. Сойдя с костра, Фекла устремилась прочь из Иконии. Она последовала за апостолом Павлом в Антиохию, где снова была схвачена и брошена на съедение диким зверям, а после змеям и ехиднам, но ни те, ни другие не причинили ей вреда. Правитель в страхе отпустил святую, и она удалилась на гору возле города Селевкии, где поселилась в пещере. Там она молилась, исцеляла больных, творила чудеса и учила вере во Христа. Врачи и волшебники Селевкии, недовольные тем, что теперь больные шли не к ним, но к безмездно их лечившей Фекле, из зависти подговорили неких распутных юношей обесчестить святую. Когда те приблизились к Фекле, то она уразумела их злое намерение и побежала прочь, моля Бога о помощи. И расступилась перед ней каменная скала, и скрыла ее в своей утробе, сделавшись местом упокоения святой. Это произошло в Сирии. По промыслу Божию часть мощей была обретена христианами и переправлена на один из ближайших к Сирии островов — Кипр.

Богатый серебряный оклад изготовлен позже. В знак ограниченного доступа икону укрывает занавес с золотым шитьем. 

Сила святой молитвы не раз уберегала Феклу, сумевшую сохранить достоинство и нравственную чистоту на протяжении всей своей долгой жизни от одержимых грехом людей, которые пытались погубить ее. Фекла проповедовала Божье слово и исцеляла людей, видя смысл своей жизни в обращении язычников в православную веру и врачевании людей. По преданию, ей даже удалось привести к святому крещению влиятельного языческого жреца. За это Фекла удостоена звания равноапостольной.

Рядом с иконой святой Феклы в монастырском храме находится икона Пресвятой Богородицы, называемая Геронтисса, считающаяся покровительницей пожилых людей.

На престольный праздник монастыря 24 сентября (7 октября) собираются киприоты изо всех уголков острова, ведь на Кипре монастырь святой Феклы известен каждому. Уже с давних пор жители острова прибегали сюда ко святому источнику с чудодейственной глиной, которая в былые времена считалась единственным средством, помогающим в излечении всех дерматологических заболеваний. Источник чудесной глины находится под алтарем храма святой Феклы, возле источника со святой водой, который, по преданию, забил во время молитвы царицы Елены. В монастыре чудеса излечения глиной происходят непрестанно. Их сестры обители записывают в особую книгу. Вот два из них: Рассказывает Панаис Хаджиионас: «В юном возрасте я заболел тяжелым кожным заболеванием — сыпью на ногах, от которой при ходьбе испытывал сильнейшие боли. Я ходил по врачам, они прописывали мне мази, ничего не помогало. Однажды, когда я возвращался из Ставровуни со своим братом Василием — а путешествие из Лиси в Ставровуни мы всегда совершали пешком — сделали остановку в святом монастыре святой Феклы, чтобы поклониться ее святым мощам. Там мы набрали глину из источника святой Феклы, и я смазал ей свои ноги. Когда мы пришли в Ласпи, вся сыпь на ногах бесследно исчезла».

Другое чудо: «С помощью благодати Божией и молитв моего духовного отца я расскажу об одном чуде, которое благодаря предстательству святой Феклы Он сотворил мне грешной. Я страдала около двух лет. У меня на обеих руках были тяжелейшие кожные высыпания. Я пошла к врачу П.С., но он сказал: «Это заболевание неизлечимо, я тебе дам прижигание, попробуй их прижигать». Когда я прижгла их, на коже появились новые высыпания. 24 сентября, в день, когда Церковь празднует память святой Феклы, я пошла и отстояла литургию в ее монастыре в Мосфилоти. Это было воскресение. После службы мы совершили крестный ход с иконой святой. По милости Божией в тот день я причастилась. Перед тем, как уходить, я намазала руки глиной и с тех пор полностью исцелилась и благодарю Господа и святую Феклу за это, потому что верю, что исцеление произошло по ее ходатайству».

Церковь Святых Киприана и Иустины в Менико

В небольшой кипрской деревушке Менико, которая находится в 20 километрах от столицы Кипра Никосии, есть удивительное место – церковь Святых Киприана и Иустины. 

Сказание о святых мучениках Киприане и Иустине существует с глубокой древности (его можно прочитать на нашем сайте в разделе "Жития святых"). 

Спустя несколько столетий  известный кипрский летописец Леонтиос Махерас поведал миру историю о том, как благочестивые христиане пред падением  Антиохии под натиском арабов в середине XIII века переправили на Кипр святые мощи великомучеников Киприана и Иустины и уберегли их в маленькой церкви в деревне Менико, неподалёку от Никосии. 

Многие исцеления, телесные и душевные, происходили у людей, притекавших с верою к святым мощам. Оказался в их числе и кипрский король Петрос I, правивший страной в 1359–1369 годах. Исцелившись чудесным образом от овладевающего им недуга, повелел он выстроить на месте древней церквушки новый храм. А чудотворные мощи святых поместить в серебряный кивот.  Менялись столетия, а поток верующих к храму, где хранились нетленные мощи святых, не иссякал. Посему в 1846 году его перестроили, удлинив западную часть, а во второй половине XIX столетия расширили, дополнив южным нефом, что подтверждает текст старинного диптиха, в котором упомянуты имена ктиторов и дата – 1855 год. Освящение церкви во имя Святых Киприана и Иустины митрополитом Керинии Хризостомом II состоялось в 1866 году.

Высокий трёхъярусный иконостас, возведённый по всей ширине обоих нефов, почти полностью закрывает священное алтарное пространство от прихожан. Его украшают самые древние иконы храма – «Христос милующий» и «Богоматерь Одигитрия» XVI века, храмовая чудотворная икона «Святой Киприан» XVII века, икона «Архангел Михаил» XVIII века.

Для паломников и прихожан священник храма служит молебен святым Киприану и Иустине и выносит для поклонения их мощи в небольшом серебряном ковчеге.

Монастырь Махерас

В горах восточного Троодоса, на высоте почти километр над уровнем моря, в 40 км южнее Никосии, располагается один из главнейших монастырей Кипра, называемый Махерас. Это мужской монастырь, в котором постоянно проживают и трудятся почти 30 монахов. Обширная территория с комплексом разнообразных зданий, красивейшие сосновые леса, окружающие обитель, и главная ценность монастыря, икона Богоматери с уникальной историей, – все это объясняет то, что ежегодно это намоленное место посещают сотни и сотни паломников и туристов. Монастырь Махерас расположен рядом с селением Лазания. Будто старинный замок с каменными неприступными стенами, высится он над соседними холмами и долинами. 

В ХII веке новой эры, когда население Кипра уже несколько столетий исповедовало православие, почти в каждой деревне острова были храмы или монастыри. В одном из них, обители Святого Иоанна-Златоуста, которая расположена в Троодосских горах, жил монах Неофит. И вот, как говорит предание, однажды во сне увидел он Богоматерь, которая повелела ему найти икону. По другим источникам, монах сам увидел в отдаленных горах Троодоса яркий свет, восходящий на небо. 

Взяв своего ученика Игнатия, он отправился на поиски и после долгих дней пути по опасным крутым тропам наконец достиг горной вершины Киония. У ее подножия, пробравшись сквозь густые лесные заросли, путники и обнаружили пещеру, из которой исходило сияние. Не без трепета войдя внутрь, они нашли чудесную икону Богородицы, висящую на каменной стене и отлично сохранившуюся.

А далее различные источники снова расходятся. По одним сведениям, на полу под иконой лежал нож, а по другим – он висел на той же стене ниже нее. Как бы то ни было, с тех пор икона и приобрела свое особое название: Ножевая, или Махерская, от слова «махери», что по-гречески означает «нож». Также стал именоваться и монастырь, основанный в дальнейшем рядом с пещерой.

Образ Богородицы Ножевой считается особым. Она изображается одна, без Младенца Иисуса, с поднятыми в молитве руками. Рядом находится висящий вертикально нож. Изображение, найденное в пещере, принадлежит кисти Луки-Евангелиста, как полагает большинство ученых.

Каким же образом могла икона оказаться в забытой пещере? Как считают исследователи, она была намеренно перенесена туда с материка с благими намерениями, чтобы спасти от иконоборцев. В Византийской империи в начале VIII столетия началось так называемое «иконоборчество», борьба со священными изображениями и их почитанием. 

Многие ученые связывают начало иконоборческого движения с влиянием ислама, где также запрещены изображения святых. К сожалению, огромное количество икон и фресок было уничтожено и утеряно навсегда. Это противостояние сторон длилось более столетия с переменным успехом. Наконец, в середине IX века императрица Византии Феодора окончательно восстановила должное почитание икон.

Многие православные подвижники, сторонники иконопочитания, за эти сто лет предпочли покинуть родину и обосноваться на Кипре, относительно недалеко от Константинополя. С собой они везли самое ценное: православные иконы. Впоследствии спасенные изображения стали находить в самых разных уголках острова.

Видимо, такова история и иконы Богоматери Ножевой. Отшельник, живший в пещере, найденной Неофитом и Игнатием, хранил священный образ до последнего своего вдоха. А его нож, или его последователей, дал название иконе. По другим преданиям, нож принадлежал Неофиту и Игнатию. С его помощью они смогли добраться до входа в пещеру, прорубая ход сквозь ветки, и найти священный образ Богородицы. К  сожалению, фотосъемка в храме монастыря  запрещена, поэтому фото самой чудотворной иконы  сделать не удалось.

История основания

Обнаружив икону Матери Божией, Неофит и Игнатий решили остаться в этой пещере. В дальнейшем они задумали начать рядом с ней строительство монастыря, но Неофит вдруг умер. Игнатий остался в одиночестве, но вскоре к нему присоединился монах Прокопий, с которым они и начали осуществлять строительство.

Они не стали обращаться к местным богачам, чтобы они пожертвовали денег на монастырь, хотя и не исключено, что немалые пожертвования впоследствии все же были. Монахи отправились сразу в столицу Византийской империи, где в 1160 году император Мануил из династии Комнинов, выслушав их, дал указ о строительстве обители. Тем самым были получены земельные владения около горы Киония (и также сама гора), огромные денежные средства и указания о предоставлении рабочей силы. Новый монастырь должен был стать ставропигиальным, по желанию императора. Это было исполнено в точности: сам патриарх Византии водрузил крест в 1187 году, и будущая обитель стала подчиняться только ему, а не местному епископу. Ставропигиальным монастырь Махерас остается и поныне. Впоследствии обитель получала материальную помощь еще от двух византийских императоров.

В самом начале строительства, когда возводилась часовня в честь Матери Божией и монашеские кельи, умер Прокопий. Затем к Игнатию присоединился Нил и другие монахи, которые построили храм и каменные стены монастыря, устроили кельи для вновь прибывших насельников. Нил стал первым настоятелем обители и летописцем, создав в 1201 году устав монастыря. В это время монастырский комплекс состоял из многих построек, религиозного и хозяйственного назначения, а монахи полностью обеспечивали свою общину всем необходимым. Они выращивали зерно, фрукты и овощи, ухаживали за виноградником, пекли хлеб, ловили рыбу, держали пчел. Этих продуктов хватало и на всех приходящих паломников.

К сожалению, расцвет обители, продолжающийся 300 лет, закончился в середине 16 века, когда в пожаре погибли практически все здания и множество ценных вещей. Видимо, были и человеческие жертвы, но в источниках данных об этом нет. Известно лишь, что чудесным образом сохранились в огне икона Богоматери Ножевой, устав монастыря и та грамота от Мануила Комнина, которая дала начало основанию обители. Эти предметы можно увидеть в монастыре Махерас и сейчас.

В настоящее время весь монастырский комплекс обнесен стеной, периметр которой напоминает прямоугольник. Имеются два входа, восточный и западный, и добраться до обители можно разными дорогами. К слову сказать, все они горные и достаточно опасные.

Многие здания монастыря, хотя и являются современными постройками, выполнены в византийском стиле (например, кельи и центральная церковь). 

Икона Богородицы Махерас на территории монастыря у источника.

Стиль монастыря - это центрально-купольная система, галереи на колоннах, облицовка стен изнутри мраморными плитами, позолота, обилие декора на растительную тему, мозаичные панно и фрески.

Также характерной чертой византийской архитектуры являются и продолговатые окна с закругленным верхом (арочные), расположенные в стенах или в куполе.

5 сентября 1892 года пожар, произошедший на свечном складе вновь до тла сжег монастырь Махерас. Монахам удалось спасти его сокровище - икону. 

Икона Богородицы Махерас при выходе у монастырских ворот как будто провожает и благословляет паломников в обратный путь. 

http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/41039.htm

beentocyprus.com/monastyr-maheras.html

 

По материалам сайта https://bogiisus.com/.